• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

The structure of face cognition in childhood and adolescence: in search of social intelligence

P. 564-570.

В связи с актуальностью для повседневной жизни появляется все больше исследований, посвященных социальным способностям. Структура индивидуальных различий по так называемому «социальному интеллекту» остается, однако, так и не охваченной исследователями. В данной мини-статье мы представляем дифференциально-психологический подход для исследования такой важной социальной способности как узнавание лиц - восприятие лиц, запоминание и их последующее успешное распознавание. Мы представляем результаты исследования различий в средних значениях и ковариационной структуре восприятия лиц и памяти на лица в возрасте от 6 до 21 года. Используя многомерный измерительный подход, базируясь на большой выборке испытуемых (N = 338) и проанализировав структуру узнавания лиц при помощи Local Structural Equation Modelling (LSEM), мы пришли к следующим выводам. Узнавание лиц в детском и подростковом возрасте может быть представлено как двухфакторная модель, включающая такие латентные переменные, как восприятие лица и память на лица. Анализ LSEM выявило незначительное увеличение факторных нагрузок в случаях измерения восприятия лиц и памяти на лица в период между 8 и 12 годами и после 16 лет. Однако корреляция между восприятием лиц и памятью на лица оставалась инвариантной во всех возрастных когортах (r = .78). Для средних значений обоих факторов наблюдается значимое возрастание; взрослый уровень достигается к 18 годам. На наш взгляд, предложенный подход может расширить понимание «социального интеллекта».