Глава
Взаимосвязь показателей гражданской идентичности и предпочтение потребителями товаров из разных стран
В условиях глобализации проблематика гражданской идентичности становится какникогда актуальной. Размывание границ между государствами, увеличение популярности виртуального общения создает условия для возникновения неопределенности и сложности в определении принадлежности к тому или другому государству (общности). Потребительские предпочтения достаточно хорошо изучены с разных позиций: О.С. Посыпанова рассматривала динамику потребительских предпочтений [Посыпанова, 2012], Существенный 59 вклад в изучение предпочтения потребителей внесла и О.С. Дейнека. Зарубежные авторы изучали классификации потребительских предпочтений: С.К. Фон Венсакер, Р. Поллак; факторы формирования потребительских предпочтений: Ф. Котлер, Дж. Энджел, Т. Веблен, П. Бурдье, К. Кэмпбел и др. [Посыпанова, 2012]. Но нестабильные экономико-политические события, создают условия для более тщательного анализа особенностей потребительских предпочтений.
В книге
В исследовании приняли участие представители двух различных этнических групп, проживающих на территории Российской Федерации – русские и балкарцы. Были выявлены значительные отличия в структуре ценностей двух народов. У балкарцев больше выражены ценности традиционализма, конформности и универсализма, чем у русских. У русских в большей степени выражены ценности самостоятельности и стимуляции. У балкарцев в значительной степени сильнее выражена религиозная идентичность, чем у русских, тогда как в выраженности гражданской идентичности различий не наблюдается. У русских более выражены установки на экономическую самостоятельность, у балкарцев – на экономический патернализм. Удовлетворенность материальным благосостоянием не различается между двумя группами.
Представлен анализ результатов эмпирического исследования государственной идентичности выпускников петербургских вузов. Обосновывается вывод о том, что современная модель выпускника не способствует конструированию государственной идентичности, основные элементы которой (когнитивный, эмоционально- оценочный, нормативно-ценностный и поведенческий) не связаны между собой: усилия по наращиванию знаний молодых людей о государстве, развитию их представлений о должном и правильном не трансформируются в изменение их линии поведения относительно государства, а демонстрация определенного уровня знаний нивелируется недоверием к современным политическим реалиям, что приводит к формальному восприятию государства как чего-то внешнего и враждебного.
В статьях сборника рассматривается взаимодействие между этническими, религиозными и гражданскими идентичностями в сознании людей, в идеологических текстах и в содержании средств массовой коммуникации. Излагаются теоретические подходы к этой проблематике, анализируются данные массовых опросов и глубинных интервью, рассматриваются различные варианты политики, направленной на формирование идентичности. Книга адресована исследователям, политикам, всем кто интересуется проблемами этнического, религиозного и гражданского самосознания. Отдельные статьи сборника могут быть использованы преподавателями и студентами вузов в курсах социологии, антропологии и религиоведения.
Публикуемые в книге письма-размышления основателей и российских экспертов Московской школы политических исследований дают представление о спектре проблем, которые обсуждаются на ее семинарах, и тем самым очерчивают просветительские контуры ее миссии. Авторы считают, что гражданское общество, смысл которого хотя и медленно, но осваивается массовым сознанием, способно стать влиятельной силой модернизации страны, полезным креативным ресурсом обустройства общества. Честность, порядочность, прозрачность в бизнесе и политике; презумпция невиновности в правосудии, нравственность в повседневной жизни; использование преимуществ цивилизованной дискуссии – к этому мы должны стремиться, преодолевая взаимное недоверие, отчужденность, равнодушие и обретая гражданскую идентичность.
В статье представлены краткая методология и результаты специально организованного маркетингового исследования рынка аккумуляторных батарей наиболее ходовых емкостей (60-62 Ач) в рамках исследовательской программы Государственного Университета - Высшая Школа Экономики. В ходе данного исследования выяснялись потребительские предпочтения населения в приобретении аккумуляторных батарей разных марок на основании опроса продавцов-консультантов розничных торговых точек различных форматов.
Исследование направлено на проверку предположения о том, что гражданскую идентичность можно рассматривать в качестве компонента социального капитала. Если это предположение верно, то гражданская идентичность должна быть связана с продуктивными политическими и экономическими установками россиян.
Цель исследования: выявление функциональной роли гражданской идентичности в структуре социального капитала.
Предмет исследования: взаимосвязи различных компонентов социального капитала с экономическими и политическими установками россиян.
Данная статья посвящена изучению влияния индивидуальных ценностей на социальный капитал, включая такие его составляющие, как доверие, гражданская идентичность и толерантность. Исследование было проведено на представителях различных этнических групп, проживающих на территории России. В результате анализа данных было обнаружено универсальное влияние индивидуальных ценностей на элементы социального капитала.