• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Оценка эффективности правовых норм в условиях развития «больших данных»

С. 59-68.
Чураков В. Д.

В условиях современного состояния правовой системы особую актуальность приобретает тематика оценки эффективности регулирования. Официальная статистика заставляет задуматься о ценности права, реальной необходимости принимать столь большое количество нормативных правовых актов. Так, Государственная Дума Российской Федерации VII созыва, функционирующая с осени 2016 г., приняла (одобрила) 768 законопроектов. Из них лишь 3 в дальнейшем были отклонены Президентом Российской Федерации или Советом Федерации.  Таким образом, менее чем за 2 года своей деятельности Государственная Дума уже приняла более 700 актов. Столь значительное количество принятых законов требует постановки вопроса об эффективности нормативных правовых актов, а также предлагаемых проектов нормативных правовых актов.

Прежде чем вести речь об оценке эффективности правовых норм (закона) необходимо ввести несколько методологических предпосылок.

Во-первых, сама проблематика эффективности закона может быть поднята только в рамках определенных типов правопонимания, которые признают за правом возможность управлять социальными практиками и поведением людей. Если рассматривать право как единственно верный и априори эффективный способ выражения воли господствующего класса, то вопрос об эффективности права не имеет никакого смысла.

Во-вторых, термин «закон» в данной работе понимается исключительно широко и включает в себя не только законы в их традиционном теоретико-правовом смысле, но и иные нормативные правовые акты, в частности проекты нормативных правовых актов.

Наконец, эффективность закона требуется отличать от эффективности правоприменительной практики. Последняя, на мой взгляд, также поддается оценке, однако выходит за рамки настоящего исследования. Одним из наиболее известных примеров оценки эффективности правоприменения может служить проект Всемирного банка Doing Business, в котором происходит ранжирование юрисдикций по различным критериям в части создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности.