?
Агрессивность подростков в контексте школьных и семейных факторов
С. 151-155.
Коновалов И. А.
В статье представлены результаты исследования связи школьных и
семейных факторов с показателями агрессивности подростков. В качестве показателей
социально-экономического благополучия семьи были использованы уровень образования
родителей и финансовый статус семьи. Показатели школьного климата рассматривались как
релевантная исследовательской задаче характеристика образовательной организации. В
результате исследования получены значимые связи школьного климата с агрессивностью
подростков, а также различия в уровне агрессивности подростков в контексте факторов
социально-экономического благополучия семьи.
В книге
Т. IV. , СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2018
Реан А. А., Национальный психологический журнал 2018 Т. 30 № 2 С. 3-12
Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблема профилактики асоциального поведения несовершеннолетних актуальна потому, что делинквентное, противоправное поведение детей и подростков является мощным фактором риска асоциального развития личности в целом, фактором, отрицательно влияющим на всю их дальнейшую жизнь.
Цель: Проанализировать причины и последствия асоциального развития личности детей и подростков, рассмотреть теоретические исследования, посвященные профилактике асоциального поведения и преступности несовершеннолетних, безнадзорности и беспризорности, а ...
Добавлено: 17 октября 2018 г.
Реан А. А., Коновалов И. А., Национальный психологический журнал 2019 Т. 33 № 1 С. 23-33
Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблемы асоциального поведения и подростковой агрессивности классически рассматриваются с точки зрения
психологического благополучия семьи. Такое исследование весьма актуально, поскольку факторы социально-экономического неравенства семей являются
одним из проявлений культурно-исторического контекста, в котором проходит развитие современных подростков.
Цель: теоретико-эмпирическое обоснование необходимости рассмотрения агрессивности подростков в контексте проблемы социально-экономического
неравенства.
Описание хода исследования. Исследование было реализовано в форме онлайн-опроса, ...
Добавлено: 25 июня 2019 г.
Моисеев А. С., Костогорова Н. В., Новое в психолого-педагогических исследованиях 2023 № 3 (70) С. 377-390
В статье выделяются особенности детско-родительских отношений подростков и их родителей; показывается, что полную картину детско-родительских отношений, их сложность и специфику можно понять, только комплексно обследуя семьи, в частности отдельно отцов, матерей и их детей; демонстрируется, что не только отношение родителей к детям, но и отношение детей к родителям не менее значимо и может оказывать влияние ...
Добавлено: 10 ноября 2023 г.
Реан А. А., Коновалов И. А., Национальный психологический журнал 2019 № 1 С. 23-33
Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблемы асоциального поведения и подростковой агрессивности классически рассматриваются с точки зрения
психологического благополучия семьи. Такое исследование весьма актуально, поскольку факторы социально-экономического неравенства семей являются
одним из проявлений культурно-исторического контекста, в котором проходит развитие современных подростков.
Цель: теоретико-эмпирическое обоснование необходимости рассмотрения агрессивности подростков в контексте проблемы социально-экономического
неравенства.
Описание хода исследования. Исследование было реализовано в форме онлайн-опроса, ...
Добавлено: 27 июня 2019 г.
Сизова И. Л., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2016 Т. 132 № 2 С. 185-192
Опасными тенденциями современной России являются социальное расслоение и маргинализация
части населения страны. Особенно уязвимы оказываются дети, их социализация происходит в условиях отсутствия
однозначных моральных и нравственных ориентиров. Рост детской агрессии во многом связан с тем, что российская
школа находится в кризисе: финансовые затруднения и непрекращающиеся реформы учебного процесса,
ухудшение педагогического капитала с 1990-х гг. (вследствие снижения престижности профессии учителя), ...
Добавлено: 8 января 2017 г.
Богданова Е. З., В кн. : Управление образованием. : СПб. : Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012. С. 16-18.
В начале XXI века в российском образовании сложилась ситуация, при развитии которой необходимо переосмысление системы взаимодействия семьи и школы. Для развития полноценных партнерских отношений стало важным определить взаимные требования и ожидания. Построение успешной школы, качественное управление образовательным учреждением предполагает постоянный поиск компромиссов между интересами детей, семьи, общества и государства. ...
Добавлено: 22 января 2013 г.
Реан А. А., Новикова М. А., Коновалов И. А., Мир психологии. Научно-методический журнал 2019 Т. 100 № 4 С. 36-47
В статье авторы, опираясь на ряд исследований, проведенных в последние годы на российских подростках из разных регионов страны, делают попытку воссоздания многомерной картины взросления современного подростка. В ней учитываются: 1) характеристики основных институтов социализации: семьи и школы; 2) склонность к вовлеченности в деструктивные формы поведения, такие как агрессивное поведение и травля (школьный буллинг); 3) особенности ...
Добавлено: 6 августа 2020 г.
С целью исследовать структуру литературного образования, т. е. потребности участников образовательных отношений в сфере чтения художественной литературы, а также институции и ресурсы, используемые для их удовлетворения, авторы анализируют термин «литературное образование», раскрывающий исторически сложившийся подход к трактовке данного понятия, а также используют результаты качественных социологических исследований: фокус-групп и глубинных интервью с учителями, библиотекарями, родителями, студентами и старшеклассниками. При всех различиях ...
Добавлено: 8 апреля 2021 г.
С целью проанализировать представления родителей школьников о функциях дополнительного образования, выявить стратегии выбора тех или иных вариантов дополнительного образования, которых придерживаются семьи, и результаты, которых они ждут, проведены анкетный опрос (6648 респондентов), а также полуформализованные интервью с родителями школьников в российском мегаполисе. Авторы исходят из представления о негомогенности школьного дополнительного образования с точки зрения решаемых задач и ожидаемых ...
Добавлено: 25 июня 2019 г.
Реан А. А., Коновалов И. А., Новикова М. А., Мир психологии. Научно-методический журнал 2018 № 1 С. 75-88
В статье анализируются представления просоциальных и асоциальных подростков о семье.
Особенности представлений о семье рассматриваются как состоящие из выделения наиболее
значимого члена семьи, специфики отношения к своей семье, оцениваемой через призму готовности респондентов в будущем создать семью, похожую на родительскую. Анализируются
представления просоциальных и асоциальных подростков о нормах, принятых в обществе в отношении семьи и деторождения. Данные приводятся ...
Добавлено: 17 сентября 2018 г.
Борусяк Л. Ф., В кн. : Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное. : М. : Совпадение, 2016. С. 51-62.
В статье на основе опроса 700 старшеклассников анализируется их отношение к классической и современной литературе. Современная школа продолжает успешно формировать представление о сверхценности русской классики. Однако практики чтения сильно расходятся с ценностями. Современных отечественные авторов большинство из них не читает, поскольку уверены, что они не соответствуют уровню классиков. Напротив, зарубежная литература популярна у подростков, т.к. ...
Добавлено: 30 октября 2018 г.
Гавриленко П. А., Психологическая наука и образование 2022 Т. 27 № 3 С. 39-49
Предпринята попытка зафиксировать тренд деструктурации и описать особенности ее протекания в представлениях и практиках школьных учителей. По замыслу автора, такой подход открывает перспективы теоретического и эмпирического осмысления самостоятельного и инициативного действия подростка в институте школы. Обращается внимание на то, что самостоятельность — один из ключевых результатов современного школьного образования, который зафиксирован в документах и докладах ...
Добавлено: 10 сентября 2022 г.
Иванченко Г. В., Мир России: Социология, этнология 2005 Т. 14 № 2 С. 97-125
Опасения общества по поводу ситуации, когда значительная часть выпускников высшей школы начинает работать не по своей специальности или не может найти рабочего места вообще, возникли не сегодня. Известной метафоре «призрачного вокзала, где поезда уже не ходят по расписанию», отнесенной У. Беком к затронутым безработицей секторам системы образования, уже почти двадцать лет. Профессиональное самоопределение личности традиционно ...
Добавлено: 6 апреля 2013 г.
Кузнецов А. А., Чернобай Е. В., Информатика и образование 2021 Т. 36 № 6 С. 4-10
Статья посвящена актуальному вопросу проектирования учебных занятий исходя из планируемых образовательных результатов школьников. В настоящее время утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. Новизна их заключается, в первую очередь, в том, что стандарты содержат уточненные и детализированные требования к планируемым образовательным результатам. В этой связи для проектирования ожидаемых результатов необходим инструментарий, который позволит ...
Добавлено: 19 сентября 2021 г.
Назарова И. Б., Социологические исследования 2019 № 7 С. 78-89
На материалах проведенного в 2018 г. опроса студентов изучены их социальные представления о репродуктивных установках и репродуктивном поведении. Выбран метод виньеток c включением пяти факторов-ценностей, описывающих репродуктивное поведение и жизненную траекторию обучающихся. Использование методологии определения структуры социальных представлений позволило выделить четыре группы, существенно различающиеся по представлениям о репродуктивном поведении и построении карьеры. Чаще всего (более ...
Добавлено: 12 ноября 2019 г.
Грибач С. В., Сборники конференций НИЦ Социосфера 2010 № 6 С. 45-54
Статья о проблеме рассмотрения семейно-родственных понятий с помощью экспериментальных психолингвистических инструментов. Кроме того, она предполагает ссылки на лингвистику, историю, социологию, психологию, чтобы проинтерпретировать полученные экспериментальные данные. Такой подход позволяет исследование и учет экспериментальных данных с разных сторон, что делает толкование более всесторонним и тщательным. ...
Добавлено: 13 ноября 2012 г.
Назарова И. Б., Зеленская М. П., Социологическая наука и социальная практика 2021 Т. 9 № 2 С. 177-189
Исследуются обыденные представления студенческой молодёжи о позитивных образах студентов. В 2018 г. было опрошено 404 студента бакалавриата одного из московских вузов. Социальные представления изучались с использованием метода виньеток - кратких историй, где в качестве персонажей в определённых ситуациях выступали девушки и юноши - студенты университета. Более 59% одобрения получили действия студентов, направленные в первую очередь ...
Добавлено: 16 июля 2021 г.
Очкина А. В., Мир России: Социология, этнология 2010 Т. 19 № 1 С. 67-88
В статье поднимается вопрос о социальной самоидентификации, как элементе культурного капитала индивида и семьи, как фактора формирования культурно-образовательных стратегий современных российских семей. Эмпирической базой статьи стало исследование, проведенное автором в Пензе в сентябре 2008 – январе 2009 г. Основа методологии – воспроизводственный подход Д. Берто и концепция человеческого капитала. Биографический материал, включающий культурную и профессиональную ...
Добавлено: 30 марта 2013 г.
Деркачев П. В., Директор школы 2019 № 5 С. 65-73
В статье анализируются результаты социологического опроса по актуальным вопросам правоприменительной практики в сфере общего образования. ...
Добавлено: 12 июня 2019 г.
В работе описываются наиболее распространенные социально-психологические проблемы детско-родительских отношений современной семьи. Разработаны и представлены эффективные психотехнологии оказания психологической помощи членам семьи, существенно расширяющие методический инструментарий специалистов-психологов. Сформулированы практические рекомендации для родителей по психологическим аспектам воспитания и выстраивания эффективной коммуникации с детьми. В рамках библиотерапии интересным представляется подбор художественной литературы, содержащей ответы на насущные вопросы и ...
Добавлено: 29 октября 2021 г.
Балакина Ю. В., В кн. : Миграция и общество в ЕС и России: дискурсы, практики, нарративы : сборник материалов Международного научно-практического семинара 6–10 августа 2018 года. : М. : Русайнс, 2018. Гл. 1. С. 8-18.
Представляемое исследование посвящено вопросам различных аспектов адаптации детей трудовых мигрантов,проживающих в Нижнем Новгороде. Исследование было проведено в рамках курса «Языковая Политика» магистерской программы «Политическая Лингвистика». Целью работы стало рассмотрение механизмов адаптации школьников в рамках одного учебного заведения. В качестве основных методов исследования были использованы метод экспертного интервью и анкетирование. Результаты исследования показали, что совместными усилиями ...
Добавлено: 2 февраля 2019 г.
Ростовская Т. К., Кучмаева О. В., В кн. : Семья в современном обществе. Серия "Демография. Социология. Экономика". Том 4, № 1. Т. 4.: М. : Экон-Информ, 2018. Гл. 3. С. 33-41.
В современной России актуален дискурс о ценности семьи и семейной жизни в системе жизненных ценностей россиян, роли семьи в формировании личности и воспитании детей. Стратегия по формированию желаемой модели семьи становится составным элементом семейной и демографической политики. В статье представлены результаты выборочного исследования в рамках проекта «Разработка методологии статистической оценки демографической безопасности в условиях глобализации»[1], ...
Добавлено: 12 июля 2018 г.