?
Источниковедение: от междисциплинарности к полидисциплинарности
С. 14-16.
Анализируется модификация междисциплинарных связей источниковедения в зависимости от трансформации его дисциплинарного статуса, – составляющая методологии истории / субдисциплина исторической науки, – в корреляции с изменением объекта источниковедения. Выявлена имманентность связи феноменологической концепции источниковедения с психологией. Обосновывается гипотеза о полидисциплинарном конструировании объекта источниковедения при трансформации его в предметное поле исторической науки на основе концепта «эмпирическая реальность исторического мира».
Язык:
русский
Ключевые слова: психологияисторический источникpsychologyhistorical sourceфеноменологическая концепция источниковеденияэмпирическая реальность исторического мирарусская версия неокантианствасистема видов исторических источниковпредметное полеRussian version of neo-Kantianismthe empirical reality of the historical worldsystem of types of historical sourcesphenomenological concept of source studysubject field
В книге
Ч. I,II. , Могилев : МГУ им. А.А. Кулешова, 2018
Румянцева М. Ф., Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки 2017 № 5 (166) С. 44-51
Прослежена трансформация источниковедения – от составляющей методологии истории во второй половине XIX – начале XX века – в дисциплину/субдисциплину исторической науки в 1950-1970-е годы и далее, на рубеже XX–XXI веков – в научное направление – в корреляции со сменой моделей исторической науки. Выявлена специфика феноменологической концепции источниковедения, имеющей эпистемологические основания в русской версии неокантианства и ...
Добавлено: 9 марта 2018 г.
Румянцева М. Ф., В кн. : Актуальные проблемы источниковедения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Витебск, 8-9 окт. 2015 г. : Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2015. С. 9-11.
Рассматривается проблема становления источниковедения как субдисцилины исторической науки в связи с проблематизацией исторического источника как эмпирического объекта исторического познания. Прослеживается трансформация источниковедения в научное направление на основе модификации понимания объекта источниковедения от исторического источника – через систему видов исторических источников – к онтологическому понятию «эмпирическая реальность исторического мира». ...
Добавлено: 15 марта 2016 г.
Румянцева М. Ф., Журнал социологии и социальной антропологии 2019 № 5 С. 154-179
В статье продолжена тема рецепции и развития эпистемологической концепции А.С. Лаппо-Данилевского Научно-педагогической школой источниковедения, начатая докладом на конференции «Академик А.С. Лаппо-Данилевский в истории науки и культуры, к 150-летию со дня рождения» (СПб. С.-Петерб. гос. ун-т, 4-5 октября 2013 г.). Предлагается и обосновывается исследовательская гипотеза: развитие концепции источниковедения, разработанной А.С. Лаппо-Данилевским в контексте методологии истории, шло по пути ...
Добавлено: 1 ноября 2020 г.
Румянцева М. Ф., В кн. : Стены и мосты - VI: практика междисциплинарных исследований в истории. : М. : Изд-во РГГУ, 2018. С. 188-196.
Цель статьи – проанализировать использование А.С. Лаппо-Данилевским идей и концепций психологии при разработке оригинальной концепции методологии истории, базирующейся на понимании исторического источника как объективации психики.
Проблемное поле – источниковедение историографии.
Основная проблема – способы обращения А.С. Лаппо-Данилевского к трудам по психологии.
Вывод о превалировании иллюстративного использования материала над рецепции идей. ...
Добавлено: 30 июня 2018 г.
Румянцева М. Ф., В кн. : Стены и мосты V: Междисциплинарное взаимодействие исторического знания с естественными и социально-гуманитарными науками. : М. : Академический проект, 2017. Гл. 0,8. С. 78-90.
Исходная точка рассуждений: принцип признания чужой одушевленности – системообразующий в теории познания русской версии неокантианства; разработан основоположником философского направления А.И. Введенским и последовательно реализован А.С. Лаппо-Данилевским в методологии источниковедения при интерпретации исторического источника. Но сформулированный Лаппо-Данилевским идеал интерпретации – понять исторический источник так, как понимал его автор, – вызывает обоснованные сомнения с точки зрения науки XX в. ...
Добавлено: 9 марта 2018 г.
Румянцева М. Ф., В кн. : Источниковедение. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. Гл. Раздел 1. С. 17-121.
Прослежено формирование и трансформация дисциплинарного статуса источниковедения. Раскрыто содержание основных понятий источниковедения: исторический источник, система видов исторических источников, эмпирическая реальность исторического мира. Рассмотрена проблема классификации исторических источников. ...
Добавлено: 15 марта 2016 г.
Румянцева М. Ф., В кн. : Всеобщая история и историческая наука в XX – начале XXI века: сборник статей и сообщений: В 2 т. Т. 1.: Каз. : Издательство Казанского университета, 2020. С. 69-72.
На методологической основе источниковедения историографии проводится сопоставление тенденций европейской и советской историографии 1950-1970‑х годов. Фиксируются варианты перехода от метанарратива к структурной истории: социальная/структурная история в Германии (Вернер Конце), второе поколение Школы «Анналов» (Фернан Бродель), феноменологическая концепция источниковедения в СССР (Научно-педагогическая школа источниковедения Историко-архивного института). Показано отличие источниковедческой концепции как имеющей эмпирическое основание – систему видов ...
Добавлено: 17 ноября 2020 г.
Румянцева М. Ф., Ученые записки Петрозаводского государственного университета 2022 Т. 44 № 6 С. 60-66
Анализируется концепция когнитивной истории О. М. Медушевской (1922-2007) в контексте исторической культуры 2010-2020 х годов. Актуальность работы обусловлена необходимостью утверждения концепции истории как строгой науки в условиях ренарративизации – тренда современной исторической культуры, сопровождающегося углублением разрыва исторической науки и социально ориентированного историописания. Новизна работы – в рассмотрении неоклассической модели исторической науки на стыке двух исторических ...
Добавлено: 30 октября 2022 г.
Румянцева М. Ф., В кн. : Актуальные проблемы источниковедения: Материалы международной научно-практической конференции к 135-летию со дня рождения В.И. Пичеты. : Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. С. 16-20.
Формулируются основные проблемы современного источниковедения с точки зрения Научно-педагогической школы источниковедения, восходящей в своих концептуальных основаниях к источниковедческой концепции А.С. Лаппо-Данилевского. Специальное внимание уделяется проблеме объекта источниковедения, эволюционирующего от исторического источника, понимаемого как объективированный результат человеческой деятельности, через систему видов исторических источников к универсальному понятию "эмпирическая реальность исторического мира" (О.М. Медушевская) ...
Добавлено: 19 февраля 2014 г.
Румянцева М. Ф., Электронный научно-образовательный журнал "История" 2016 № 10 (54) С. 00-00
Обоснована гипотеза невозможности построения неевропоцентричной глобальной истории на основе нарративной логики историописания. Показаны возможности и перспективы феноменологической концепции источниковедения, принадлежащей к неоклассической модели науки, в выработке подходов к построению глобальной истории. Проанализирован концепт «эмпирическая реальность исторического мира» как теоретическая основа компаративного источниковедения и источниковедения историографии, которые и позволяют – строго научным образом, на эмпирической основе – ...
Добавлено: 9 марта 2018 г.
В XXI веке представители самых разных наук об эволюции человека, природы и общества все более убеждаются в том, что древнее предостережение о рисках и опасностях жизни в эпоху перемен становится сбывшимся пророчеством. Транс- формация эпохи перемен в повседневную реальность нашего текучего времени по- служила толчком для разработки таких зарождающихся в пограничных областях психологии направлений исследования ...
Добавлено: 19 февраля 2021 г.
Семенова О. С., Сизова И. А., Хрулева О. С., Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология» 2022 № 7-2 С. 169-184
Периодическая печать как исторический источник активно используется исследователями различных направлений. Профессиональная периодическая печать может стать одним из ключевых источников в проведении исследования. Это особенно актуально, когда широкий пласт прочих источников доступен в ограниченном объеме. В данной статье показано, что профессиональный журнал “ICOM News” может считаться качественным историческим источником по изучению развития культурно-образовательной деятельности музеев. Цель статьи – определение ...
Добавлено: 16 декабря 2022 г.
В статье анализируются историко-научные, теоретические и эмпирические аспекты психолого-акмеологического изучения рефлексивности целеполагания и самоопределения личности студентов – будущих профессионалов. Обосновывается положение о рефлексивном смыслообразовании как системообразующем факторе самоопредления личности в контексте социальной самореализации. ...
Добавлено: 31 декабря 2012 г.
Хархурин А. В., Creativity: Theories‐Research‐Applications (De Gruyter, Германия) 2016 Vol. 3 No. 1 P. 57-81
Добавлено: 23 июля 2019 г.
СПб. : Научный журнал ''Globus'', 2018
Сборник включает статьи по актуальным проблемам гуманитарных наук ...
Добавлено: 26 октября 2018 г.
Хусяинов Т. М., Урусова Е. А., История российской психологии в лицах: Дайджест 2017 № 2 С. 99-104
В данной статье представлен список научных трудов известного советского психолога и лингвиста Феликса Алексеевича Сохина (1928–1989), специалиста в области теории усвоения языка в дошкольном возрасте, создателя концепции лингвистического развития ребенка, ученика С.Л. Рубинштейна. ...
Добавлено: 8 мая 2017 г.
М. : Спецкнига, 2012
Сборник докладов четвертой Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в системе гуманитарного знания» содержит научные статьи педагогов, психологов системы образования, студентов, аспирантов, соискателей, докторантов, научных сотрудников российских вузов, стран ближнего и дальнего зарубежья, отражающие изменения, происходящие в структуре психологического и педагогического знания. Сборник является специализированным изданием, содержащим статьи, посвященные теоретическим и прикладным вопросам педагогики, образования, ...
Добавлено: 5 февраля 2013 г.
Ловаков А. В., Агадуллина Е. Р., Scientometrics 2019 Vol. 119 No. 2 P. 1157-1171
Добавлено: 26 марта 2019 г.
Румянцева М. Ф., В кн. : Могущество памяти: всемирная история и ее исследователи: сборник статей и сообщений. : Каз. : Издательство Казанского университета, 2022. С. 159-164.
В контексте понимания методологического кризиса рубежа XIX-XX вв. как перехода от классической к неклассической и неоклассической моделям науки и смены в историческом познании словаря описания и объяснения на словарь интерпретации (терминология Ф.Р. Анкерсмита) анализируется трансформация соотношения критики исторического источника и исторической интерпретации в классических пропедевтиках рубежа XIX-XX вв.: И.Г. Дройзен, Э. Бернгейм, Ш.‑В. Ланглуа и Ш. Сеньобос, А.С. Лаппо-Данилевский. Смещение источниковедческого ...
Добавлено: 5 ноября 2022 г.
Оренбург : Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2017
Сборник статей составлен по итогам Международной научно - практической конференции «ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И КРЕАТИВНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ», состоявшейся 04 ноября 2017 г. в г. Оренбург. Научное издание предназначено для докторов и кандидатов наук различных специальностей, преподавателей вузов, докторантов, аспирантов, магистрантов, практикующих специалистов, студентов учебных заведений, а также всех, проявляющих интерес к рассматриваемой проблематике с ...
Добавлено: 9 декабря 2020 г.
Румянцева М. Ф., В кн. : Академик А.С. Лаппо-Данилевский в памяти научного сообщества : [сборник] / редкол. : В.В. Козловский, Р.Г. Браславский, К.Ю. Лаппо-Данилевский, А.В. Малинов, Е.А. Ростовцев ; отв. ред. : В.В. Козловский, А.В. Малинов. : СПб. : Интерсоцис, 2019. С. 157-269.
В статье выделены этапы развития теоретико-познавательной концепции А.С. Лаппо-Данилевского Научно-педагогической школой источниковедения. Акцент сделан на дисциплинаризации источниковедения как основы методологии истории Лаппо-Данилевского: составляющая методологии истории – дисциплина/субдисциплина исторической науки – научное направление. В качестве основы трансформации дисциплинарного статуса определено переосмысление объекта источниковедения: исторический источник – система видов исторических источников – эмпирическая реальность исторического мира. Новизна работы, ...
Добавлено: 1 ноября 2020 г.
Казаков Р. Б., Румянцева М. Ф., Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии 2023 № 2 С. 181-192
Научно-педагогическая школа источниковедения Историко-архивного института восходит в эпистемологических основаниях к русской версии неокантианства, достигает пика своего развития в концепции когнитивной истории О. М. Медушевской, поступательно развиваясь на протяжении середины XX – начала XXI в. В 1940-1950-х годах развитие концепции источниковедения А. С. Лаппо-Данилевского А. И. Андреевым и руководимой им, а затем А. Т. Николаевой, кафедрой вспомогательных исторических дисциплин идет по пути разработки автономного ...
Добавлено: 24 января 2024 г.
Новосибирск : Международная школа психологии и педагогики, 2014
Материалы конференции содержат работы по актуальным вопросам педагогики и психологии ...
Добавлено: 26 февраля 2015 г.
Порус В. Н., Культурно-историческая психология 2012 № 2 С. 104-112
Духовность - один из важнейших терминов культурно-исторической психологии, однако имеются значительные разногласия относительно его определения. В статье показано, что существующие подходы часто имплицитно репродуцируют понимание духовности, заимствованное у религии (в особенности, христианской). В этом понимании духовность есть атрибут человеческой сущности, нечто возвышенное и положительное, указывающее на бесконечную перспективу приближения к Абсолюту. Однако когда этому термину ...
Добавлено: 2 декабря 2012 г.