• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Трансфер знаний и конвергенция методологических традиций

С. 239-240.

В последние годы и десятилетия в науке получили развитие две тенденции. Суть первой из них заключается в возрастании степени специализации и, соответственно, во все большем субдисциплинарном дроблении научных направлений. А вторая проявляется во все более активном взаимодействии между различными научными дисциплинами, направлениями и школами. Несмотря на контраст и кажущуюся противоположность этих тенденций, они вполне естественно сливаются при возникновении новых исследовательских областей за счет взаимодействия уже существующих. Не будет преувеличением сказать, что именно подобное взаимодействие сложившихся направлений исследований порождает новые научные области. Однако само по себе пересечение отдельных наук не гарантирует их автоматической интеграции и преодоления дисциплинарных границ. Оно может вести лишь к формированию новых составных субдисциплин.

Для эффективной интеграции научных направлений необходимо складывание устойчивых и действенных механизмов трансдисциплинарного взаимодействия. Задача определения принципов складывания такого рода интерфейсов, как актуальных, так и потенциальных, решается в рамках стартовавшего в 2017 г. проекта «Трансфер знаний и конвергенция методологических традиций: Опыт междисциплинарной интеграции политических, биологических и лингвистических исследований». Проект проводится при поддержке Российского научного фонда.

В рамках проекта удалось собрать уникальный коллектив исследователей очень разных областей знания и за счет этого проблематизировать задачу поиска путей междисциплинарной интеграции не только в теоретической, но и в сугубо практической плоскости. Тем интереснее обратить внимание на области пересечения, которые, при всей разнородности состава участников, удалось найти уже в первый год проекта.

Одна из этих областей связана с общеэволюционной проблематикой устойчивых «строительных блоков» – стабильных семиотических комплексов, обеспечивающих в процессе эволюционного развития сохранность и передачу информации об эффективных функциональных модулях. Образы в культуре (они же – мемы) в этом контексте могут рассматриваться как один из частных случаев такого рода «строительных блоков». Сюжеты, обсуждаемые в этом разделе, во многом продолжаются и в других главах ежегодника, особенно в рубрике об «образах эволюции».

В книге

Вып. 8: Образ и образность. От образования Вселенной до образования ее исследователя. 2018.