• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Методологический вызов. Критическая рефлексия. как не оступиться на поворотах от образной наглядности к научной валидности и обратно?

С. 5-11.
Ильин М. В., Авдонин В. С., Фомин И. В.

Вступительная статья поясняет смысл темы нынешнего выпуска МЕТОДа и раскрывает его общий замысел. Объясняются тонкие, но существенные различия между русской, английской и немецкой формулировками, касающимися смысла заголовка и концепции ежегодника. Отталкиваясь от крайне актуальной идеи трансфера знаний, ежегодник обращается к еще более интригующей проблематике конвергенции и дивергенции когнитивных способностей. В этом контексте вводная статья обращается к трансдисциплинарным органонам. Они вытекают из наших основополагающих когнитивных задатков. Исходным является дар различать уровни, степени и подобные характеристики наших чувственных восприятий (больше - меньше, теплее - холоднее и т.п.), а затем ранжировать размеры объектов и интенсивность процессов. Следующим является распознавание образов или наше умение выделять некие уже «замеренные» образования из их окружения. Дальнейшая способность состоит в придании смысла «распознанным» обликам и формам окружающей действительности. Ее дополняет дарование использовать слова и образы, чтобы являть смыслы и обмениваться ими. Каждая из трех базовых когнитивных способностей множится в череде последующих поколений все более богатых умений и навыков. Изощренные методы научных исследований достигают пределов познания, где они переплетаются друг с другом. Возникают междисциплинарные связки. Прорисовываются трансдисциплинарные возможности. Первая - метретика (metretics), или высокоразвитое умение измерять и вычислять. Она проявляется в математических и статистических исследованиях. Следующая - морфетика (morphetics), или мастерство изучения форм и фигур разного рода. Она представлена в различных морфологических, сравнительных, конфигуративных и эволюционных исследованиях. Этот ряд завершает семиотика (semiotics), или искусство обработки смыслов и значений. Ее можно обнаружить во все еще складывающихся специальных семиологиях, в когнитивных исследованиях и пока еще зачаточных гуманитарных науках.

В книге

Вып. 8: Образ и образность. От образования Вселенной до образования ее исследователя. 2018.