• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

ГРАНИ ЦИРКОВОЙ МЕТАФОРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИСКУССТВЕ

Обращаясь к теме цирка, современный художник редко бывает прямолинеен,  выражая в работе очарование искусством артистов – воспевая гибкость акробатов, смелость вольтижеров, отвагу дрессировщиков, комический талант клоунов и т.д. Гораздо чаще художник использует цирк как метафору, объемную, многоаспектную, многоуровневую и каждый поворачивает эту метафору гранью, наиболее близкой именно ему. Конкретная грань метафоры зависит от исторического периода, от тех политико-социо-культурных обстоятельств, которые переосмысляет художник и собственного мироощущения. Однако все идет по спирали, закручиваясь и получая новые витки. Цирковая метафора в отечественном изобразительном искусстве ХХ–начала ХХI веков прошла несколько таких витков, обозначив ряд сквозных линий, объединивших художников разных поколений. Эти линии – подразделы отражены в экспозиции «Игра в цирк» настолько, насколько позволило физическое пространство выставки. Конечно же,  все линии так или иначе переплетаются, некоторые работы не попадают ни под одну из них и вынесены отдельно. Но нашей задачей было показать магистральные, на наш взгляд пути, по которым развивается осмысление циркового начала в современном искусстве.