• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

По другую сторону концепции открытости, прозрачности и этичности публичного управления: неформальные отношения муниципальных руководителей и их стратегии взаимодействия

С. 297-309.
Плюснин Ю. М., Митрошина Е. Н.

Логика взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, в условиях конституционально закреплённой независимости ветвей власти, должна выстраиваться на отношениях сотрудничества. Межмуниципальные взаимодействия администраций городских и сельских поселений с районными властями, поскольку законодательно закреплена двухуровневая организация местного самоуправления, предполагают в качестве основы, помимо отношений сотрудничества, также и отношения соподчинённости. При этом декларируемые принципы открытости, прозрачности и этичности в публичном управлении исключают выстраивание взаимодействий между властями разных уровней на неформальных отношениях. 

Используя теоретико-игровой подход и в качестве базовой модель взаимодействия в конфликтной ситуации К. Томаса для описания взаимодействия между руководителями органов власти разного уровня (муниципальный район – поселение) и разных ветвей (муниципальная – государственная власть), мы выделили и описали 4 возможных типа одномерных моделей взаимодействия между властями разных уровней. «Нормативная» модель (1) предполагает отношения сотрудничества в качестве основных и ведущих в отношениях между управленцами-лидерами. «Мобилизационная» модель (2) предполагает отношения соподчинённости, прежде всего между руководителями местного и государственного уровней. «Изоляционистская» модель (3) предполагает отношения соперничества. Модель (4) «отказа от полномочий» предполагает, что в основе взаимодействий между руководителями лежат отношения взаимного избегания. Ожидалось, что две первые модели взаимодействий, как нормативно закреплённые отношения сотрудничества и соподчинённости, будут в наибольшей степени соответствовать реальной практике взаимодействий руководителей органов власти. Наоборот, две последние модели должны иметь очень ограниченное значение в практике управления. 

Реальные отношения строятся на неформальных связях с использованием "запрещённых" моделей, поскольку взаимодействия между управленцами выстраиваются преимущественно вокруг дележа ограниченных ресурсов (финансовых , природных и административных), что не предполагает следовать принципам открытости, прозрачности и этичности публичного управления.  В жёстких условиях оптимальными стратегиями взаимодействий для многих низовых руководителей оказываются подчинение или, напротив, острое соперничество, а отнюдь не сотрудничество или избегание взаимодействий.