Глава
Identifying Factors Associated with the Survival and Success of Grassroots Educational Innovations
В книге

В статье рассматриваются основные тенденции добычи (производства) энергоресурсов и энергии в Сибири как в границах Сибирского федерального округа, так и в рамках обширной территории между Уралом и Дальним Востоком. По мнению авторов, Сибирь в обозримой перспективе (на период до 50 лет) имеет устойчивые перспективы сохранить свои позиции ведущего макрорегиона производителя и поставщика энергии как электрической, так и первичных энергоресурсов, таких как нефть, газ, уголь. Вместе с тем обеспечение устойчивого функционирования и развития производства энергоресурсов и электрической энергии во все большей степени связано с развитием науки, разработкой новых технологий на всех стадиях от поиска и разведки до производства и распределения. Среди основных причин – качественное изменение как технологий производства (добычи) (среди них – «умные» сети, гидроразрыв пласта, сжижение газа, природоохранные требования и связанные с ними изменения), так и характеристик источников получения (производства) энергоресурсов и энергии. По мнению авторов, данные изменения по-новому ставят вопросы связи с наукой – не только создание технологий, но и включение исследовательской деятельности в основной производственный цикл (невозможно при происходящих изменениях разработать универсальные решения, удовлетворяющие все расширяющемуся спектру условий и требований). В свою очередь, данные изменения по-новому ставят и вопросы взаимодействия экономических агентов как при производстве (добыче) энергии и энергоресурсов, так и ее распределении. Изменение подобных взаимодействий предполагает более тщательную и точечную настройку институциональной среды (норм, правил и организаций с ними связанных). Отмеченные в статье направления положены в основу разрабатываемого плана стратегического развития Сибирского отделения РАН в контексте сопровождения направления социально-экономического развития Сибири.
The chapter describes characteristics of Russian innovators acting within and without formal education system in comparison with Russian population as a whole. The study gives an indication of values (according to Schwartz’s theory) and motivational (PSED questionnaire) structure inherent to innovators as well as socio-demographic information such as education and occupation. The main values that underlie innovators’ activity and distinguish them from average Russian person are Universalism, Benevolence, Self-Direction and Stimulation. On the contrary such values as Conformity and Power are less important for innovators. Concerning motivation to innovation four types of motives that trigger innovative project launching were identified: social, status, financial and innovative. Social and innovative motivations serve as universal drivers of nowadays innovators in education. While financial and social motivations could play a distinguishing role for different groups of innovators. The main inference is that innovators from both sides of education, guided by the needs of others; even if they represent business oriented project, they always have a social mission. In conclusion the discussion on how the emergence of visible flow of grassroots innovation will change the education system.
Анализируются социальные и профессиональные характеристики, а также ценностные ориентации современного инноватора в сфере образования. Исследование проводилось среди участников Конкурса инноваций в образовании 2014 г., выборка составила 304 респондента. Ценностные ориентации выявлялись с помощью портретного опросника Ш. Шварца. Результаты сравнивались с данными о ценностных ориентациях российского населения, полученными в ходе Европейского социального исследования (European Social Survey) в 2012 г. Участники конкурса значимо отличаются от среднего россиянина как по субъективной важности для них тех или иных ценностных ориентаций, так и по структуре их иерархии. Инноваторам более свойственны ценности самостоятельности, благожелательности и универсализма, готовность идти на риск в профессиональной деятельности. Они в меньшей степени руководствуются в своих действиях желанием получить и удержать власть, не основанную на собственных достижениях. Проведенное исследование показало, что инновации в области образования готовы предложить и реализовать как специалисты — сотрудники образовательных учреждений разного уровня, так и сотрудники организаций, не имеющих прямого отношения к образованию, а также школьники и студенты. Инноваторов отличает высокий образовательный уровень и активное участие в мероприятиях дополнительного образования.
Анализируются социальные и профессиональные характеристики, а также ценностные ориентации современного инноватора в сфере образования. Исследование проводилось среди участников Конкурса инноваций в образовании 2014 г., выборка составила 304 респондента. Ценностные ориентации выявлялись с помощью портретного опросника Ш. Шварца. Результаты сравнивались с данными о ценностных ориентациях российского населения, полученными в ходе Европейского социального исследования (European Social Survey) в 2012 г. Участники конкурса значимо отличаются от среднего россиянина как по субъективной важности для них тех или иных ценностных ориентаций, так и по структуре их иерархии. Инноваторам более свойственны ценности самостоятельности, благожелательности и универсализма, готовность идти на риск в профессиональной деятельности. Они в меньшей степени руководствуются в своих действиях желанием получить и удержать власть, не основанную на собственных достижениях. Проведенное исследование показало, что инновации в области образования готовы предложить и реализовать как специалисты — сотрудники образовательных учреждений разного уровня, так и сотрудники организаций, не имеющих прямого отношения к образованию, а также школьники и студенты. Инноваторов отличает высокий образовательный уровень и активное участие в мероприятиях дополнительного образования.
«Педагогика и образование: новые вызовы и перспективы: сборник научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию аспирантуры ФГАОУ АПК и ППРО, 9 – 10 апреля 2013 г.».
Превратить научное открытие или идею в технологию производства, которая приносит доход и способствует развитию инновационного кластера экономики – задача непростая для исследователей и администраторов постсоветских вузов, не имеющих опыта работы и сотрудничества с индустрией в рыночных условиях. Между тем, за истекшие 20 лет в России был пройден большой и торный путь в направлении решения этой задачи. В статье, на примере рассмотрения трёх групп проблем, представлен опыт диагностики ключевых актуальных проблем трансфера инноваций в вузах и возможных способов их решения, которые могут казаться интересны и полезны и для вузов Республики Беларусь. Автор основывается на предварительных результатах работы рабочей группы исследователей в рамках подготовки аналитического отчёта «Барьеры на пути эффективного тансфера технологий. Рекомендации по их преодолению», который был представлен на XVIII семинаре-конференции Проекта 5-100, 9-11 ноября в г. Долгопрудном на базе Физтехпарка НИУ «Московский физико-технический институт» (МФТИ).
Сборник посвящен результатам, полученным в рамках реализации международной программы «Эврика» и обобщает опыт сопровождения системных инноваций в образовании через международное сотрудничество и партнерство вуза-бизнеса-власти.