• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Психолингвистические параметры, влияющие на называние объектов и действий

Номинативный дефицит, то есть нарушение называния или трудности актуализации слова – наиболее часто встречающееся нарушение при разных формах афазии. Процесс называния слов является многоступенчатым: сперва нужные концепты в семантической системе активируют соответствующие лексические единицы, затем происходит выбор подходящего слова из всех активированных единиц лексикона, завершается же процесс актуализацией звукового образа, а затем и артикуляторной схемы слова (Ries, Dronkers, & Knight, in press). Известно, что на процессы лексической активации и последующего лексического выбора влияют различные психолингвистические характеристики слов, такие, как представимость, возраст усвоения, визуальная сложность (Mätzig et al. 2009). Однако до конца неизвестно, одинаково ли эти психолингвистические факторы влияют на актуализацию слов из разных грамматических классов (т.е., глаголов и существительных) и в равной ли степени они оказывают влияние на номинативную функцию в норме и при афазии. Текущее исследование было направлено на дальнейшее прояснение этих вопросов. Целью работы было установить, какие психолингвистические параметры влияют на называние объектов и действий на русском языке в норме и у пациентов с афазией, используя для этого стимульный материал, разработанный для Русского Афазиологического Теста (РАТа).

В книге

Психолингвистические параметры, влияющие на называние объектов и действий
Под редакцией: Ю. И. Александров, К. В. Анохин М.: Институт психологии РАН, 2016.