• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Репрезентация заботы: социально уязвимые группы в учебниках для начальной и средней школы

С. 384-399.

В статье осуществляется анализ моральных аспектов репрезентации в школьных учебниках социально уязвимых групп. Теоретическую рамку исследования составляют теории социологии морали, социологии эмоций, а также социологические подходы к осмыслению феномена инаковости и анализу дискурса. Эмпирическую базу исследования составили учебники по предметам «Окружающий мир» и «Обществознание». Рассмотрение примеров упоминания социально уязвимых групп в школьных учебниках позволило проследить а) изменения репрезентации темы в учебниках, ориентированных на разные возрастные группы, б) выявить степень сходства в репрезентации различных групп, объединенных категорией «социальной незащищенности». В отношении бедных/безработных преобладает нормализующий дискурс, основанный на морали социальной справедливости. Он приписывает актору ответственность и гарантирует равенство доступа к значимым ресурсам. В отношении инвалидов, пожилых людей и неполных семей преобладает дискриминирующий дискурс, в котором индивид репрезентирован как объект опеки, либо дискурс избегания, направленный на символическое удаление проблемы из реальности. Такого рода репрезентация основана на унифицирующей репрессивной морали социального порядка.