• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Transcendentalism as a Special Type of Philosophizing: Kant’s transcendental Shift, Dasein-Analysis of Heidegger and Sachverhalt-Ontology of Wittgenstein

P. 13.
Katrechko S. L.

В статье предпринята попытка рассмотрения трансцендентальной философии Канта в качестве особого типа философствования и основы новой трансцендентальной парадигмы, которая отличается как от «объектной» метафизики Античности, так и от «субъектной» метафизики Нового времени (метафизика объекта (трансцендентная метафизика; мета-физика) — метафизика опыта (трансцендентальная метафизика) — метафизика субъекта (имманентная метафизика; мета-психология). Для этого в статье вводятся такие (новые) методологические понятия как трансцендентальный сдвиг и трансцендентальная перспектива (КЧР, B25), [трансцендентальный жест], трансцендентальный конструктивизм/прагматизм (см.: «действия чистого мышления» (КЧР, B81)). Основой для подобной трактовки трансцендентализма выступает когнитивно–семантическое прочтение Критики (Р. Ханна) в свете кантовского вопроса из письма М. Герцу (21.02.1772) «На чем основывается отношение того, что мы называем представлением в нас, к предмету?» и современная интерпретация Канта: концепция «двух аспектов» (Г. Эллисон). Если в классической метафизике познание трактуется как отношение между эмпирическим субъектом и объектом, то в трансцендентальной метафизике «возможный опыт/опытное знание (Erfahrung)» понимается как отношение между трансцендентальным субъектом (трансцендентальное единство апперцепции) и трансцендентальным объектом. При этом трансцендентализм Канта выступает, в противоположность классической созерцательной метафизике, как «экспериментальная» метафизика, а трансцендентальное определяется как пограничная между имманентным и трансцендентным онтологическая область в качестве «орудийной» составляющей нашего сознания/познания (ср. с интенциональной реальностью Э. Гуссерля и/или концепцией «3-х миров» К. Поппера). Однако при этом Кант некритически рассматривает субъект и объект субстанционально, а их трансцендентальное переосмысление в экзистенциональном (Dasein/existentia; Хайдеггер) и событийном (Sachverhalt; Витгенштейн) модусе позволит сделать [следующий] существенный шаг в развитии трансцендентальной парадигмы философии (философствования).