Глава
Советский быт в поэзии Льва Лосева
В книге
В книге представлены результаты эмпирических исследований, посвященных различным аспектам формирования нового быта в современной России. Авторы фокусируют внимание на изменениях гендерного устройства частной жизни. Постсоциалистический быт создается на фоне социального расслоения, иерархизации заботы и коммерциализации повседневности. Интимная жизнь становится важным культурным кодом современного российского капитализма. Изменяются частное пространство и потребительские практики, формируются новые идентичности и стратегии репродуктивного и сексуального поведения мужчин и женщин. Исследователи изучают такие привычные практики, как ремонт жилья, домашний наемный труд, сексуальные дебюты, контрацепцию, опыт родов и ухода за детьми. В книге приведены фрагменты дневников наблюдений и интервью.
Книга рассчитана в основном на специалистов в области социальных наук; ее содержание может быть привлекательно как для специалистов, так и для широкой читающей публики, которой интересно, как и за счет кого организуется новый быт российских обеспеченных слоев.
За пределами России к концу XX в. окончательно сложилась автономная русская литературная жизнь. По всему миру работают прозаики и поэты, считающие русский язык родным и выпускающие книги на русском языке, создаются писательские ассоциации и присуждаются литературные премии. На протяжении XX в. литература русского зарубежья выживала потому, что была возможность передать ее по-русски для заинтересованной аудитории – этому, в том числе, способствовало Радио Свобода, предоставляя свой микрофон сотням писателей-эмигрантов. Сегодня по-прежнему, сохраняется традиция писателей русского зарубежья – выступать у микрофона РС. Особый научный интерес представляет анализ взаимосвязи работы писателя в эфире и его литературной деятельности.
Современная культура выступает мощным контролирующим механизмом, влияющим на восприятие, коммуникацию и положение людей в обществе. Это отчетливо проявляется в случае больного и нетипичного тела, по отношению к которому в европейской культуре сформировалась целая система предубеждений и ограничений. Часть этих ограничений имеет характер стереотипов, исторически восходящих к фольклору и средневековым религиозным представлениям, часть — продукт Нового времени, модерна с его утилитарными идеями социальной организации, изобретением изощренных форм контроля не-нормальности. Рассматривая механизмы, при помощи которых группа не принимает или исключает «других» как невалидных, больных, а потому опасных или никчемных, мы покажем, как политические нормы и культурные ценности управлялись медицинской властью, воплощаясь в стратегиях государства, перенаправлялись и множились в потоках информации и капиталов. От биологического объекта и средоточия диагностического взгляда — к политэкономии болезни и инвалидности — этот ключевой переход от медицинской к социальной модели дополняется конструктивистской перспективой телесности, объясняющей то, каким образом ценностно-символические и институциональные рамки болезни трансформируются под влиянием искусства и общественных движений. Психоаналитическая интерпретация образов больного тела как характерной для модернизма проекции страха собственного распада, утраты контроля над собой и обстоятельствами сталкивается с новыми радикальными метафорами протеста и деколонизации. Здесь шрамы и отсутствие частей тела — это знаки эмансипации и победы над отчуждением и стигмой, публичность дает силу, формируя новые солидарности и самоопределения, а смех над инвалидом может звучать как опрокидывание стигматизирующих табу.
Монография посвящена повседневной жизни советского человека 1920–1940-х гг. В ней рассматриваются практики удовлетворения основных жизненных потребностей, особенности труда, военной службы, отдыха и досуга советских граждан, восприятия ими времени и пространства, а также основные стратегии выживания населения СССР в условиях социальных трансформаций. Издание предназначено для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов, а также всех заинтересованных читателей.
Это один из первых сборников материалов, посвященных проблематике повседневной жизни человека - жизни и смерти, детству и старости, браку и семье, быту и досугу, ценностным ориентациям людей и пр. В сборник вошли доклады научной конференции "Человек в российской повседневности: исторический аспект", состоявшейся 13-14 февраля 2001 г. в Институте российской истории Российской академии наук.
Статья посвящена "пустотным текстам" и рефлексии "пустотности" в поэзии Льва Лосева
В главе рассматриваются революционные изменения повседневной жизни горожан под влиянием массового жилищного строительства.