• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

«Дождь»: дайте телевидению еще один шанс! (Об оптимистическом канале для тех, кому не все равно)

С. 67-83.
Качкаева А. Г., Кричевская В.
В статье проанализированы причины появления и особенности стиля и содер- жания телеканала «Дождь» – единственного нового канала общественно- политического содержания в России последнего десятилетия. Телеканал «Дождь» концептуально родился в конце 2008 года, как медиапродукт появил- ся в информационном пространстве в 2010-м. На телевидении это время то- тального развлечения (и позитивного и агрессивного), гламура, исчезновения как класса общественно-политических программ, серьезного разговора, пря- мого эфира, время расцвета цензуры и самоцензуры. С одной стороны, можно говорить о том, что телевидение полностью утрачивает роль индикатора об- щественных настроений и превращается в «зазеркалье», с другой – стреми- тельно развивается эстетика развлекательного зрелища, вплоть до аудиовизу- альных прорывов. Массовая аудитория телевидения стареет, а ее продвину- тая, активная (по преимуществу столичная) часть уходит за новостями в Интер- нет. Аналитики и социологи фиксируют тенденцию: «цифровое» мобильное по- коление больших городов не воспринимает ТВ как источник информации – нет такой привычки. В этой среде очень модной становится фраза: «А я телеви- зор не смотрю». ТВ называют «зомбоящиком» и «ящиком для идиотов». Торже- ство цвета, света, эффектов. Время победы картинки (не формы!) над содержа- нием. Время больших бюджетов и коротких мыслей. Любому новому каналу, который появлялся на свет в это период, приходилось учитывать, что он рож- дается в эпоху нишевого телевидения и фрагментарного смотрения. В основе «Дождя» простая и очевидная идея – попытаться сделать канал для двух раз- ных аудиторий. Первая – это те, кто перестал смотреть ТВ последнего десяти- летия. Вторая – те, кто никогда и не предполагал, что ТВ вообще может быть проводником общественных смыслов и социальных процессов, то есть те, кто родился в самом конце 1980-х – начале 1990-х, не знающие, что у ТВ могут быть в принципе другие, кроме развлекательных, функции. Получилось, что «Дождь» оказался нужен именно этому «цифровому» и «сетевому» поколению, которое влилось в протестное движение зимы 2011/12 года.