• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Book

Трудовые интересы. Психологические аспекты

М.: Юстиция, 2018.

The purpose of the book is to give a holistic and systematic understanding of the nature, sources, mechanisms of formation and development of labor interests in terms of the personality of the employee, to show the possibilities of using this phenomenon in the field of human resource management. The book is intended for a wide range of readers, namely: for students, graduate students, doctoral students, teachers of higher educational institutions of a psychological, sociological, legal and economic profile, as well as for practitioners in the field of human capital management.

The economic development of any country is determined by the interests of the actors. And this is quite understandable, since both production, trade, and distribution, and consumption are connected not only with material objects, but also with the intellectual spiritual activity of people, with their real labor activity. The development of the economy can not be represented as an active process outside the participation of people. But a one-sided view of interest only from an economic point of view allows us to reveal only a certain set of its characteristics, without providing a complete picture of all its diverse content.

In the modern world it is necessary to consider and evaluate the interests of workers in the course of their work activity in a different way. First, the scale of their expression and reflection has significantly expanded. Secondly, the range of participants in economic activity and the range of their labor interests has become much wider. Third, labor interests, both nationally and internationally, have become much more dense and closely related. Fourth, a profound scientific technical, technological, political and cultural factors influencing the formation and development of labor interests have acquired an unprecedented scale.

Studies of labor interests are very important, since each area of ​​economic, social, legal, pedagogical, psychological, and other sciences makes its own special contribution to the development of the theory and methodology of knowledge of the phenomenon of interest. At the same time, the need to unite the efforts of all schools to form a theory of labor interests, which would form the basis of a new scientific paradigm, seems more and more obvious. Today in science there is no consensus about the concept and nature of labor interests and the ways of their coordination. Despite a significant amount of work related to the analysis of various aspects of labor interests, a number of insufficiently studied theoretical questions remain. Among them: the historical, epistemological and ontological nature of labor interests, the factors determining them; forms and conditions for the realization of interests in modern conditions; the role and place of interests in the mechanism of labor motivation of staff; patterns of formation, functioning and development of the system of labor interests; trends of its transformation.

Of course, one should not exaggerate the possibility of a complete and rigorous description of the changing pattern of labor interests. They are sometimes little predictable and develop outside the general field of view. Deep economic processes in the national and world economy give rise to financial industrial, trade and other crises, which adversely affect the content of labor interests. Some people lose the field of employment and their labor interests are saved rather potentially. Others, on the contrary, gain confidence in the achievement of broader economic goals, and still others try to passively or actively influence the prevention and elimination of crisis phenomena and their labor interests acquire a purely situational character. Much depends on how each worker realizes his place in the real division of labor and seeks to use his potential in the sphere of production. And therefore, psychological science is designed to form and use such models and mechanisms of motivation that give labor activity the character of a powerful and sustainable factor of social development and improvement of the well-being of each employee. One of the backbone and very promising mechanisms for employers motivation is labor interest. That is, labor interest should become the dominant mechanism for influencing the work activity of people. This is one of the conclusions of the author of the book.

Another conclusion is that the purposeful influence of the external social environment serves as an important factor of positive or negative influence on the labor interests, either encouraging active civil or professional actions, or deforming interest to the level of self-serving. Thus, it is necessary to create an external working environment conducive to the formation, maintenance and development of sustainable socially beneficial labor interests. Ways how to do this are outlined in the book.

The author focuses on the feasibility of studying the systemic interaction of the labor interests of different categories of workers - owners, managers, specialists, experts. All this is complemented by an analysis of the influence of interpersonal, group, national and professional, civil interests in labor collectives. Their systemic influence is not yet studied with sufficient depth. Therefore, this monograph opens the first page of a deep study of labor interests.

The book includes three chapters, each of which consists of five sections. The first chapter examines all questions relating to the sources, the nature of labor interests, the conceptual apparatus and the research of scientists in this field. The place of interest in the mechanism of labor motivation and various theories of interests are considered. The author presents a modern classification of labor interests - an ensemble of interests. The prospects for the development of the theory of labor interests within the framework of the psychological sciences, such as social psychology, labor psychology, organizational psychology, etc., are shown.

Chapter 2 provides a psychological model of work interests. Identified sources of interest in labor, both external and internal. The influence of interest on job satisfaction, involvement and loyalty of staff, on professional self-realization of workers and the optimality of work in general is shown. A separate section is devoted to the use of the psychological model of labor interests in the system of human capital management.

Chapter 3 reflects the dynamics of labor interests. Here are the factors influencing the variability of interests — working catalysts and inhibitors, internal obligations, individual values, perfectionism, “inspiring” samples, etc. Revealed ways to stimulate labor interests, which may be practically useful in the management of staff organizations, because they include specific recommendations. Different approaches to the study of labor interests are described in detail, since almost all the tools available at this stage in the development of psychological science to measure the individual structure of workers' interests are presented. The evolution of labor interests, both age and generation, is presented.

The annexes present methods and tools for assessing the structure of employees' interests, job satisfaction, and other features of motivating and stimulating interests.

In conclusion, conclusions are made that allow to state the relevance and scope of the topic of labor interests for psychological science and other social sciences (sociology, law, pedagogy, etc.). The prospects for the study of this problem within the whole spectrum of the social and psychological sciences are shown. New special courses on labor interests are offered for persons studying in the field of social psychology, labor psychology, organizational psychology, personnel management, etc. Recommendations are made for purposeful shaping of labor interests in the practice of socio-psychological services and personnel management departments of companies specialized firms, scientific centers and in the activities of executive and municipal government bodies.

Трудовые интересы. Психологические аспекты

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Книга

Трудовые интересы. Психологические аспекты

М.: Юстиция, 2018.

Цель книги – дать целостное и системное представление о природе, источниках, механизмах формирования и развития трудовых интересов с точки зрения личности работника, показать возможности использования данного феномена в области управления человеческими ресурсами. Книга предназначена для широкого круга читателей, а именно: для студентов, аспирантов, докторантов, преподавателей высших учебных заведений  психологического, социологического, юридического и экономического профиля, а также для специалистов-практиков в области управления человеческим капиталом.

           

            Экономическое развитие любой страны определяется интересами действующих лиц. И это вполне объяснимо, поскольку и производство, и торговля, и распределение, и потребление связаны не только с материальными предметами, но и с интеллектуальной  духовной деятельностью людей, с их реальной трудовой деятельностью.  Развитие экономики нельзя представить как активный процесс вне участия людей.  Но  односторонний взгляд на интерес только с экономической точки зрения позволяет выявить лишь определенную совокупность его характеристик, не обеспечивая получения полной картины обо всем его многообразном содержании.

            В современном мире приходится по-другому рассматривать и оценивать  интересы работников в процессе трудовой деятельности. Во-первых, существенным образом расширились масштабы их выражения и отражения. Во-вторых, значительно более широким стал круг участников экономической деятельности и спектр их трудовых интересов. В-третьих, значительно более плотными и тесно связанными стали трудовые интересы как в национальном, так и международном масштабах. В-четвертых, приобрели невиданный размах глубинные научные технические, технологические, политические и культурологические факторы, влияющие на формирование и развитие трудовых интересов.

            Исследования трудовых интересов весьма важны, поскольку каждое направление экономической, социальной, юридической, педагогической, психологической и др. наук вносит свой особенный вклад в развитие теории и методологии познания феномена интереса. Вместе с тем, все более очевидной представляется необходимость объединения усилий всех школ с целью формирования теории трудовых интересов, которая составила бы основу новой научной парадигмы.  Сегодня в науке нет единого мнения о понятии и природе трудовых интересов и способов их согласования. Несмотря на значительное количество работ, связанных с анализом различных аспектов трудовых интересов, остается ряд недостаточно исследованных теоретических вопросов. Среди них: историческая, гносеологическая и онтологическая природа  трудовых интересов, факторы их определяющие; формы и условия реализации интересов в современных условиях; роль и место интересов в механизме трудовой мотивации персонала; закономерности формирования, функционирования и развития системы трудовых интересов; тенденции ее трансформации.

            Безусловно, не стоит преувеличивать возможности полного и строго описания меняющейся картины трудовых интересов. Они подчас мало поддаются предвидению и развиваются вне общего поля зрения. Глубинные экономические процессы в национальных и мировой экономике рождают финансовые производственные, торговые и иные кризисы, которые пагубно отражаются на содержании трудовых интересов. Одни люди теряют поле занятости и их трудовые интересы сохраняются скорее потенциально. Другие, напротив, приобретают уверенность в достижении более широких экономических целей, третьи пытаются пассивно или активно влиять на предотвращение и устранение кризисных явлений и их трудовые интересы приобретают сугубо ситуационный характер. Многое зависит от того, как каждый работник осознает свое место в реальном разделении труда и стремится применить свой потенциал в сфере производства. И поэтому психологическая наука призвана формировать и использовать такие модели и механизмы мотивации, которые придают трудовой деятельности характер мощного и устойчивого фактора общественного развития и повышения благосостояния каждого работника. Одним из системообразующих и очень перспективных для работодателей механизмов мотивации является трудовой интерес.  То есть  трудовой интерес должен стать доминирующим механизмом воздействия на трудовую деятельность людей. Это – один из выводов автора книги.

            Другим выводом является то, что целеустремленное воздействие внешней общественной среды служит важным фактором позитивного или негативного влияния на трудовые интересы, то побуждая к активным гражданским или профессиональным действиям, то деформируя интерес до уровня корыстного. Таким образом, необходимо создавать внешнюю трудовую среду, способствующую формированию, поддержанию и развитию устойчивых общественно-полезных трудовых интересов. Способы, как это делать – изложены в книге.

            Автор делает акцент на  целесообразности изучения системного взаимодействия трудовых интересов  разных  категорий работников – собственников, руководителей, специалистов, экспертов. Все это дополнено анализом влияния межличностных, групповых, национальных и профессиональных, гражданских интересов в трудовых коллективах. Их системное влияние пока почти не изучено с достаточной глубиной. Поэтому данная монография открывает первую страницу глубокого изучения трудовых интересов.

            Книга  включает три главы, каждая из которых состоит из пяти разделов. Первая глава рассматривает все вопросы, касающиеся источников, природы трудовых интересов, понятийного аппарата и исследований ученых в этой области. Рассмотрены место интереса в механизме трудовой мотивации и различные теории интересов. Представлена авторская современная классификация трудовых интересов – ансамбль интересов. Показаны перспективы развития теории трудовых интересов в рамках психологических наук, таких, как социальная психология, психология труда, организационная психология и др.

            В главе 2 приведена психологическая модель трудовых интересов. Выявлены источники формирования интереса к труду, как внешние, так и внутренние. Показано влияние интереса на удовлетворенность трудом, вовлеченность и лояльность персонала, на профессиональную самореализацию работников и оптимальность трудовой деятельности в целом.  Отдельный раздел посвящен использованию психологической модели трудовых интересов в системе управления человеческим капиталом.

            Глава 3 отражает динамику трудовых интересов.  Здесь представлены факторы, влияющие на изменчивость интересов – катализаторы и ингибиторы рабочей среды,  внутренние обязательства, индивидуальные ценности, перфекционизм, «вдохновляющие» образцы и т.д.  Раскрыты способы стимулирования трудовых интересов, которые могут быть практически полезны в управлении персоналом организаций, поскольку включают конкретные рекомендации. Подробно изложены разные подходы к изучению трудовых интересов, поскольку представлены почти все имеющиеся на данном этапе развития психологической науки инструменты измерения индивидуальной структуры интересов работников. Представлена эволюция трудовых интересов как возрастная, так и поколенческая.

            В приложениях представлены методики и инструменты оценки структуры интересов работников, удовлетворенности работой и др. особенностей мотивации и стимулирования интересов.

            В заключении сделаны выводы, позволяющие  констатировать актуальность и масштабность темы трудовых интересов для психологической науки и других общественных наук (социологии, юриспруденции, педагогики и др.). Показаны перспективы исследования данной проблемы в рамках всего спектра социально-психологических наук. Предложены новые специальные курсы по трудовым интересам для лиц, обучающихся по специальностям социальная психология, психология труда, организационная психология, управление персоналом и др.  Даны рекомендации по  целенаправленному формированию трудовых интересов в практике деятельности социально-психологических служб и подразделений управления персоналом компаний, специализированных фирм, научных центров и в деятельности исполнительных и муниципальных государственных органов.

Трудовые интересы. Психологические аспекты