• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

"Стереотипная угроза": самосбывающееся пророчество в сфере образования

В статье рассматривается феномен «стереотипной угрозы» – влияние стереотипов на обучение и уровень достижений представителей половых, возрастных и этнических групп. Анализируются явные и скрытые формы актуализации подобных представлений. Описываются основные механизмы их воздействия (актуализация социальной идентичности, негативные эмоции, посторонние мысли, усиление самоконтроля, сложности в обучении, уменьшение самоэффективности, усиление мотивации избегания, деидентификация с областью деятельности). Выделяются основные способы уменьшения «стереотипной угрозы», ориентированные на социальную идентичность (актуализация или формирование новой идентичности), стереотипы (от удаления стереотипных стимулов до демонстрации позитивных моделей поведения), задание (изменение инструкции) и индивидуальные особенности человека (повышение самоэффективности, обучение копинг-стратегиям). Отмечается, что знание закономерностей воздействия «стереотипной угрозы» позволяет повысить эффективность обучения.