• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Повышение конкурентоспособности онлайн рынков доверительных благ с помощью репутационных механизмов

Саперов Н. В.

Быстрое развитие интернет рынков опытных и доверительных благ, активно наблюдаемое с середины 2000х годов, пока что мало освещено в отечественной экономической литературе. Между тем интернет площадки институционализировали и существенно изменили правила организации ряда рынков подобных благ, например, таких, как посуточной аренды жилья (площадка www.airbnb.com/ru) или услуг частных репетиторов (площадка www.repetitors.info). В данной статье я рассматриваю онлайн площадки в контексте асимметрии информации и ухудшающего отбора, сравнивая их с оффлайновыми рынками. Мой ключевой тезис заключается в том, что без наличия дополнительных институтов, прежде всего репутационных, онлайн модели рынков доверительных благ со временем теряют свою конкурентоспособность. Я привожу обзор литературы, преимущественно зарубежной, посвященной анализу репутации в повышении конкурентоспособности онлайн рынков, и указываю на возможные направления архитектуры эффективных репутационных механизмов. В статье рассматривается, могут ли использоваться социальные взаимодействия потребителей и инструменты генерации контента web 2.0 для повышения конкурентоспособности онлайновых рынков. Показывается, что через существующие сегодня электронные социальные институты продавец может строить свою репутацию, создавая для потребителей стимулы делиться информацией о качественном сервисе со своим кругом общения в социальных сетях. В заключение я выделяю предпосылки для более глубокого модельного анализа описанных феноменов, а также указываю на направления дальнейших исследований.