• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 89 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Макаров А. В. Современная конкуренция. 2014. № 4 (46). С. 3-25.

В данной статье проведен анализ антимонопольного опыта в сфере противодействия соглашениям, ограничивающих конкуренцию, в странах ЦВЕ (Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, Эстония), включая как реформы законодательства, так и особенности и проблемы правоприменения. Показаны основные характеристики антимонопольной политики в сфере сговора, а также как интеграционные процессы в рамках ЕС предопределили развитие национальной антимонопольной политики, в том числе смещение в сторону подхода “rule of reason”.  С другой стороны показаны институциональные особенности данных стран, как в логике проведения антимонопольных реформ, так и в дизайне инфорсмента. В статье проанализированы проблемы, все еще актуальные для стран переходной экономики в сфере борьбы с картелями, включая проблему оптимального уровня жесткости запретов, проблемы взаимодействия административного и уголовного права и поиска оптимального дизайна ПО

Добавлено: 30 сентября 2014
Статья
Алейникова И. С., Воробьев П. В., Исакидис В. А. и др. Современная конкуренция. 2008. № 4 (10). С. 130-138.

Целью данного доклада является анализ на основе международного опыта моделей организации региональных промышленных кластеров. Промышленные кластеры представляют собой одну из наиболее эффективных форм организации производства в регионах. Они позволяют выявить и реализовать экономический потенциал регионов на базе развития конкурентоспособных экспортных производств. Поэтому тема развития промышленных кластеров актуальна для современного этапа развития экономики российских регионов. Первая часть доклада содержит изложение теоретических основ промышленных кластеров: определение и критерии отнесения к промышленным кластерам, анализ взаимосвязей между фирмами внутри кластера, предпосылки создания кластеров и этапы их развития. Особое внимание уделяется тому, за счет каких факторов кластеры могут активно развиваться и достигать конкурентных преимуществ на мировом рынке. Во второй части доклада проводится выделение и анализ моделей организации промышленных кластеров на примере различных стран и отраслей. Рассматривается опыт США, Германии, Италии, Японии, Финляндии, Индии, Китая, Южной Кореи. В качестве отраслей для анализа используются автомобилестроение, фармацевтика, электротехническая промышленность, деревообработка, химическая промышленность, керамика. Для каждой выделенной модели организации промышленного кластера проводится оценка условий её применимости. Особое внимание в докладе уделено международному опыту функционирования институтов развития в промышленных кластерах, а также мерам государственной кластерной политики. Выделяемые в докладе модели организации промышленных кластеров позволяют представить альтернативы для выбора пути развития промышленных кластеров в регионе, в частности, в Свердловской области.

Добавлено: 11 мая 2016
Статья
Юсупова Г. Ф. Современная конкуренция. 2009. № 6(18). С. 49-66.

Одной из центральных проблем применения нормы о злоупотреблении коллективным доминированием в виде высоких цен является проблема доказательства того, что установленный уровень цены объясняется именно монопольным поведением компаний. В российских делах против нефтяных компаний, которые были возбуждены осенью 2008 г., подобного рода доказательства не были предоставлены, антимонопольный орган и суды опирались в основном на данные о соотношении динамики мировых цен на нефть и динамики розничных цен на нефтепродукты. Цель данной статьи — проанализировать эффективность и обоснованность применения антимонопольного законодательства для противодействия высоким ценам на российских рынках нефтепродуктов.

Добавлено: 21 февраля 2013
Статья
Левина Е. А., Покатович Е. В. Современная конкуренция. 2016. № 6 (60). С. 20-35.

Работа посвящена обзору моделей нелинейного ценообразования, а также анализу того, каким образом эти модели воплощаются в жизнь на реальных рынках. Во введении на простых примерах описываются базовые формы нелинейного ценообразования и ценовой дискриминации. В разделе 2 изложены основные теоретические результаты, касающиеся моделирования нелинейного ценообразования и формирования ассортиментного ряда, в особенности применительно к тем потребителям, которые готовы платить за более высокий уровень качества. Это позволяет перейти к анализу так называемого «престижного» потребления и ценообразованию в условиях наличия определенной рыночной власти производителей за счет репутации бренда (раздел 3). Раздел 4 посвящен тому, как рассмотренные теоретические модели и подходы реализуются на реальном рынке автомобилей. В работе показано, что автомобили из стран, обладающих репутацией «автомобильных держав» (Великобритания, Германия, Швеция), продаются с максимальной надбавкой по сравнению с базовым случаем. Кроме того, рассмотрены приемы, используемые на российском рынке, которые подтверждают, что при всех информационных ограничениях автодилеры находят способы продавать автомобили максимально близко к резервной цене потребителя, в той или иной форме используя все типы ценовой дискриминации.

Добавлено: 13 марта 2017
Статья
Юсупова Г. Ф., Киселева О. Н. Современная конкуренция. 2014. № 3. С. 20-35.

В антимонопольном законодательстве большинства стран нелегальными по букве закона (per se) признаются горизонтальные соглашения между участниками рынка не только в случае фиксирования цены, раздела рынка, но и в случае соглашения о ценовых заявках на торгах (bid-rigging). В данной статье представлен обзор и дана академическая оценка поведению участников рынка на торгах, которое способствует формированию и поддержанию сговора, но с некоторыми особенностями, характерными для аукционов. Приведенные примеры дел о сговоре на торгах на фармацевтическом рынке, раскрытые российским антимонопольным органом, демонстрируют примеры применения компаниями ценовых стратегий, нацеленных на поддержание цены, позволяющей получать монопольную прибыль.

Добавлено: 2 августа 2014
Статья
Клочко О. А. Современная конкуренция. 2013. № 6 (42). С. 80-87.

Статья посвящена изучению взаимосвязи между торговой политикой страны и стратегий компаний. Цель исследования состоит в предложении отечественным компаниям подходов, которые позволят им анализировать возможные последствия вступления страны в ВТО и принимать эффективные стратегические решения. В статье предлагается деление внешних факторов бизнеса на факторы макросреды и отраслевые факторы. Относя торговую политику к факторам макросреды, автор предлагает методологию анализа ее влияние на отраслевые факторы компании. Это позволит более точно учитывать угрозы и возможности, связанные с вступлением в ВТО, при разработке стратегии компании.

Добавлено: 30 января 2014
Статья
Кинев А. Ю. Современная конкуренция. 2010. № 6 (24). С. 43-52.
Добавлено: 30 сентября 2011
Статья
Левин Л. М. Современная конкуренция. 2014. Т. 47. № 5. С. 99-114.

В статье анализируется проблема ограниченного доступа технологических компаний на ранних стадиях жизненного цикла (так называемых компаний «Долины смерти») к источникам венчурного финансирования, приводящим к монополизации отрасли несколькими крупными игроками, несмотря на большой экономический потенциал альтернативных технологических решений и нишевых проектов. Автор обращает внимание на то, что при разработке инвестиционной стратегии венчурные фонды, стремясь максимизировать доходность своих вложений,  делают ставку на компании, обладающие потенциалом рыночного лидерства. При этом с одной стороны, для оценки успешности проектов используются стандартные операционные показатели, которые могут не вполне адекватно прогнозировать будущее развитие бизнеса и создавать негативные стимулы для менеджмента стартапа, с другой – их ожидания в отношении рыночной структуры формирующейся отрасли, а значит и преимуществ лидирующего игрока перед последователями, могут оказаться ошибочными. Тем не менее, в условиях почти полного отсутствия доступа проектов ранних стадий к другим источникам финансирования, стратегии венчурных фондов могут приводить к вымыванию из отрасли игроков второго эшелона и, в конечном счете, монополизации технологии, что подтверждается примерами ряда отраслей российского интернет-рынка. Проблема может усугубляться существенным влиянием инвестиционных настроений, т.е. экспертного мнения других участников рынка относительно успешности проекта, на принятие венчурными фондами решений об инвестировании.   

Добавлено: 17 июня 2015
Статья
Зуев В. Н., Островская Е. Я., Дунаева М. С. Современная конкуренция. 2014. № 2 (44). С. 37-54.

Сегодня одной из наиболее актуальных тем исследований, проводимых ведущими международными организациями (ОЭСР, ВТО и ЮНКТАД) является проблематика формирования глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС). В данной работе речь пойдет о том, каким образом фундаментальные сдвиги в модели формирования стоимости товаров и услуг уже влияют и могут повлиять на стратегию государств по регулированию системы организации внешнеэкономических связей. Данная статья посвящена изучению вопроса о причинах возрастающей фрагментации производства в мировом масштабе и выборе странами формы участия в ГЦСС. В статье рассматриваются теоретические аспекты встраивания стран в глобальные цепочки создания стоимости в различных формах, и даётся оценка перспектив развития национальных экономик в рамках ГЦСС на примере Японии, Тайваня, Южной Кореи и Китая. Производится также сравнительный анализ форм участия указанных стран в ГЦСС.

Добавлено: 1 мая 2014
Статья
Николаева М. М. Современная конкуренция. 2013. № 3.

В статье анализируется проблема влияния поведенческих предписаний, выдаваемых ФАС России участникам слияний, на уровень цен. Основное предположение заключается в том, что выдача ценовых предписаний может привести к возникновению жесткости цен в сторону понижения в результате действия эффекта храповика или облегчения согласования цен между продавцами. В статье проведен анализ 11 сделок слияний с предписаниями за период 2006-2010 гг., и изучена динамика цен 14 продуктов. В ходе исследования практически не обнаружены свидетельства в пользу гипотезы о возникновении жесткости цен в сторону понижения после выставления ФАС России корректирующих условий участникам слияний.

Добавлено: 27 сентября 2013
Статья
Шубнякова Н. Г., Савинова С. Ю. Современная конкуренция. 2013. № 6 (42). С. 109-118.

В статье представлен взгляд на предпринимательскую культуру в контексте «культуры полезности и достоинства». Определены основные принципы и задачи образовательного процесса, направленного на формирование предпринимательской культуры. В статье представлен опыт факультета менеджмента НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, описана программа развития предпринимательской культуры в молодежной среде.

Добавлено: 17 декабря 2013
Статья
Алейникова И. С., Евтюхов С. А., Лукьянов С. А. Современная конкуренция. 2011. № 2 (26). С. 40-46.

Целью данной работы является обзор основных школ и подходов экономики отраслевых рынков к определению входных барьеров, а также их детерминирование, как центральной характеристики структуры рынка.

Добавлено: 11 мая 2016
Статья
Агабеков С. И., Кокурин Д. И., Левина Е. А. Современная конкуренция. 2011. № 6. С. 50-69.

В статье поднимаются вопросы функционирования рынков, производных по отношению к основному рынку. Рассматриваются проблемы определения продуктовых и географических границ производных рынков, а также влияния монополизации основного рынка на уровень конкуренции производных рынков. Исследование проведено на основе рынка аренды специализированных помещений для размещения точек присоединения операторов связи.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Кукушкина Ю. М. Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 2(56). С. 107-117.

В глобальные цепочки создания стоимости вовлечены не столько отдельные экономики, сколько производственные единицы транснациональных корпораций. Как правило, чем больше объемы прямых иностранных инвестиций относительно ВВП страны, тем сильнее эта экономика интегрирована в глобальные цепочки создания стоимости и тем больше удельный вес созданной внутри этой страны добавленной стоимости в ее экспорте. Автор выделяет позитивные и негативные эффекты вовлеченности стран в производственные цепочки, сформированные и контролируемые зарубежными ТНК. Сделан вывод о том, что создание и развитие отечественных ТНК — важный фактор получения максимальных выгод от участия в глобальных цепочках создания стоимости.

Добавлено: 20 июля 2016
Статья
Юсупова Г. Ф., Сухорукова К.А. Современная конкуренция. 2014. Т. 48. № 6.

В современной экономической и юридической литературе до сих пор не был представлен единый подход к определению  рынков, подобных рынку платежных систем (рынков с двусторонними сетевыми эффектами). В том числе нет консенсуса в ответе на базовый вопрос – как должны определяться границы  такого рынка.  В данной статье рассмотрены особенности рынков с двусторонними сетевыми эффектами, представлен обзор дел зарубежных антимонопольных органов против платежных систем, а также дана характеристика определения рынка в таких делах.

Проведенный анализ позволил сделать вывод о способе применения в антимонопольной политике универсальных правил, аналогичных тем, которые зафиксированы в Порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.  На рынках с особой структурой экономический анализ может выходить далеко за рамки предусмотренного данным Порядком строгой последовательности, и требовать применения более широкого набора инструментов.

Добавлено: 17 февраля 2015
Статья
Киндеева Виктория Николаевна Современная конкуренция. 2008.
Добавлено: 19 октября 2016
Статья
Миронова Е. А., Фияксель Э. А. Современная конкуренция. 2011. № 4. С. 62-73.

В ходе своего развития малые инновационные компании сталкиваются с рядом проблем. Перед компаниями и предпринимателями, которые стремятся к существенному росту, всегда встаёт вопрос недостатка финансовых ресурсов, конкуренция за которые всегда достаточно жёсткая. Тогда и возникает проблема поиска источников финансирования. Кроме того, инновационное развитие компаний, напрямую связано с компетентностями специалистов, работающих в этих компаниях. В венчурном бизнесе команда является основным фактором успешной деятельности. Для инвесторов же ключевым фактором успеха является доступ к наиболее перспективным проектам. Сейчас в России количество интересных компаний и проектов ограничено. Поэтому среди венчурных фондов, институтов развития и бизнес-ангелов за эти проекты существует серьёзная конкуренция. С другой стороны, для развития предпринимательских проектов между данными сторонами необходимо взаимодействие и сотрудничество.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Голованова С. В. Современная конкуренция. 2008. № 5. С. 58-72.

Статья посвящена анализу закономерностей изменения пространственной структуры производства в России в период экономического подъема (1997-2004 гг.). В рамках исследования показано, что территориальное размещение производства по-прежнему испытывает воздействие политики советского периода. Однако в период экономического подъема наблюдаются тенденции перераспределения производства между регионами - хотя и в разных масштабах и с разной скоростью. Среди факторов, воздействующих на изменение размещения производства, можно выделить качество инвестиционного климата региона, его научно-исследовательский потенциал, внутри- и межрегиональные производственные связи. Результаты анализа свидетельствует также о том, что на пространственную структуру отраслей оказывает влияние международная конкуренция.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Настыч М. А. Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 1(55). С. 82-91.

Настоящая работа посвящена эмпирическому исследованию объединения трех высших учебных заведений в Санкт-Петербурге. Данное объединение вузов является следствием реформ в области высшего образования России: процессов укрупнения одних и сокращения других вузов, образования федеральных университе- тов, сокращения многочисленных непрофильных специальностей. В статье строится прогноз экономиче- ских последствий объединения в рамках коммерческой формы обучения для получения степени бакалавра. В частности, получен прогноз о росте цен на коммерческие места, что объясняется низкой эластичностью спроса на рынке высшего образования и другими факторами. Эмпирический анализ в статье реализован по методу имитационного моделирования слияний, для чего были собраны данные о коммерческих местах по рассматриваемым высшим учебным заведениям Санкт-Петербурга.

Добавлено: 11 мая 2017
Статья
Шубнякова Н. Г., Рождественский В. Г. Современная конкуренция. 2015. Т. 9. № 6 (54). С. 81-91.

В статье рассмотрен зарубежный опыт взаимодействия ментора и команды проекта, выявлены основные области и особенности их взаимодействия. На основе анализа результатов опроса резидентов ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» выявлены критерии и основные характеристики, которым должен отвечать ментор. Разработан алгоритм формирования пула менторов, включающий пять основных этапов

Добавлено: 4 марта 2016
Статья
Озорнина О. В., Ружанская Л. С., Сысоева М. Современная конкуренция. 2009. № 14(2). С. 86-93.

Несмотря на то что информационная прозрачность - лишь один из многих аспектов корпоративного управления, она является важным элементом формирования доверия инвесторов, определяющим их интерес к той или иной компании. Это важный фактор повышения ее конкурентоспособности. Инвесторам необходима уверенность в том, что информация, поступившая из компаний, является полной, точной и заслуживающей доверия. Цель статьи - исследование влияния информационной прозрачности российских компаний на стоимость их обыкновенных акций, что в конечном итоге обусловливает повышение конкурентоспособности компании на рынках капитала. Статья может представлять интерес для институциональных инвесторов, топ-менеджеров компаний, инвестиционных аналитиков.

Добавлено: 6 апреля 2013