• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Изучение отношения подростков, юношества и молодежи к своим будущим родительским ролям

В мире научных открытий. 2013. № 9(45). С. 214-240.
Васильева Е. Н., Щербаков А. В.

В статье рассматривается проблема подготовки молодежи к родительству. Готовность к родительству рассматривается как комплексный феномен, состоящий из следующих компонентов: когнитивно-рефлексивного, личностного, эмоционального и регулятивного. Для того,чтобы говорить о достаточном уровне готовности к родительству все эти компоненты должны быть оптимально сформированными. Одной из составляющей когнитивно-рефлексивного компонента гототвности является наличие образа родительской роли. Образ будущей родительской роли у потенциальных родителей – это субъективная картина распределения своих прав и обязанностей как родителя (матери или отца) в своей будущей семье. Целью публикуемого исследования является выяснение половозрастных различий в отношение к образу своей будущей родительской роли в разные возрастные периоды: в подростничестве, юности и молодости. В исследовании участвовало 893 человека, из них: 298 подростков 14-16 лет (151 девочка и 147 мальчиков), 292 респондента 19-21 года (147 девушек и 145 юношей), 303 респондента 26-30 лет (153 женщины и 150 мужчин). Для диагностики применялась авторская методика Васильевой Е.Н., Орлова А.В. «Семейные социальные роли» (вариант «Мои будущие роли»). В результате анализа полученных данных было выявлено, что на протяжении юношеского возраста происходят большие изменения в отношениях респондентов обоего пола к своим будущим родительским ролям чем в период молодости , а также гендерные различия в отношении выбора своих будущих ролей у представителей всех трех возрастных групп. Кроме того, определился список родительских ролей наиболее «чувствительных» к изменениям на протяжении периодов юности и молодости. Результаты могут быть использованы специалистами в сфере семейной психологии, в частности, занимающихся вопросами изучения ролевой структурой семьи, родительства как феномена,а также подготовкой молодежи к сознательному родительству