?
Влияние адаптации первокурсников к университету на вероятность их отчисления из вуза
Universitas. 2013. Т. 1. № 2. С. 59-84.
В данной работе предлагается концептуальная модель объяснения выбытия студентов из вуза через рассмотрение их адаптации к университету, академической успеваемости и удовлетворённости обучением. Модель предполагает выделениедвух типов адаптации — академической и социальной. Тестирование концептуальной модели осуществлялось на базе опроса студентов первого курса бакалавриата НИУ ВШЭ с помощью использования методологии моделирования структурными уравнениями (Structural Equation Modeling, SEM). Результаты исследования требуют обсуждения и проверки в рамках изучения адаптации в других российских вузах.
Ключевые слова: отчисление студентовобразовательные достижениямоделирование структурными уравнениямиадаптация в вузе
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Кармаева Н. Н., Хавенсон Т. Е., Илиева-Тричкова П., Социологические исследования 2020 № 3 С. 108-120
В условиях изменений в сфере образования и занятости в России на рубеже XX–XXI вв., расширения сервисных секторов и активного участия в высшем образовании механизмы воспроизводства социального неравенства меняются. Согласно теории интерсекциональности, социальные преимущества воспроизводятся на стыке различных социальных категорий – социального класса, гендера и других. В статье проанализированы
результаты в образовании и на рынке труда с ...
Добавлено: 4 марта 2020 г.
Товар Г. Э., Communist and Post-Communist Studies 2014 Vol. 47 No. 1 P. 39-47
Добавлено: 24 января 2014 г.
Авторы считают целесообразным для изучения проблем адаптации первокурсников к обучению в вузе выделять качественно разнородные группы студентов на основе кластерного анализа. На основании материалов обширного обследования первокурсников столичных вузов выделены семь групп студентов и проанализированы специфические для каждой группы трудности в обучении, а также различия между студентами разных групп в степени уверенности в выборе специальности, в оценке социальной ...
Добавлено: 14 апреля 2013 г.
Горбунова Е. В., Universitas 2013 Т. 1 № 1 С. 48-64
В работе рассматривается адаптация студентов к вузовской среде. Для анализа используются материалы опросов «Мониторинга студенческой жизни», проведённых Центром внутреннего мониторинга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в ноябре 2011 г. и апреле 2012 г. среди студентов НИУ ВШЭ в Москве. Отмечается, что к третьему курсу студенты адаптируются к стрессу, вызываемому учебной нагрузкой, приспосабливаются к новому ...
Добавлено: 10 сентября 2013 г.
Сапрыкина Т. А., Высшее образование в России 2017 № 6 С. 76-87
Целью работы является оценка связи успеваемости учащихся в довузовский период с академической успеваемостью студентов-первокурсников через призму адаптации к вузовской среде. Тема факторов академических достижений студентов довольно хорошо разработана в американской исследовательской традиции, где этому вопросу посвящены сотни работ и десятки экспериментальных планов. В России почти нет исследований, где эта связь изучалась бы на национальных репрезентативных ...
Добавлено: 29 мая 2017 г.
Добавлено: 11 сентября 2017 г.
This article assesses the changes in mathematics and reading scores of socially advantaged or disadvantaged Brazilian students, in the International Student Assessment Program – Pisa – between 2000 and 2012, and the National Basic Education Assessment System – Saeb – between 1995 to 2013, in order to extract some provisional conclusions regarding the variations in ...
Добавлено: 2 октября 2015 г.
Bodovski K., Chykina V., Хавенсон Т. Е., British Journal of Sociology of Education 2019 Vol. 40 No. 3 P. 393-409
Добавлено: 30 ноября 2018 г.
Известно, что социальный бэкграунд молодого человека в существенной степени предопределяет его образовательную траекторию и достижения. В статье, основанной на данных второй волны лонгитюдного обследования, предпринимается попытка проверить, насколько успешное обучение в школе, результаты вне-школьной деятельности учащегося, его упорство и намерения относительно будущего образования могут быть независимыми от социального окружения школьника и изменить предзаданную социальным окружением ...
Добавлено: 14 ноября 2013 г.
Карной М., Хавенсон Т. Е., Costa L. и др., / Высшая школа экономики. Series EDU "Education". 2014. No. 22.
Основываясь на результатах Бразилии в тестах PISA и SAEB, мы анализируем, действительно ли результаты школьников по математике и чтению улучшились с 1995 по 2012 гг. Методология исследования заключается в сравнении результатов теста в группах одинаковых по семейным образовательным ресурсам. Это дает возможность контролировать эффект внешкольных факторов на результаты теста. Результаты исследования показывают, что бразильские школьники ...
Добавлено: 16 декабря 2014 г.
Горбунова Е. В., Вопросы образования 2018 № 1 С. 110-131
В силу демографических изменений, модернизации экономики и образования выбытие студентов становится все более актуальным явлением, особенно для вузов, находящихся в экономически депрессивных районах. В России традиция исследований выбытия еще только формируется, и важно зафиксировать основную терминологию, используемую для анализа выбытия, разработать теоретическую рамку, учитывающую специфику российских вузов, обозначить перспективы развития исследований. Проанализирована терминология, используемая в ...
Добавлено: 23 апреля 2018 г.
Горбунова Е. В., Мониторинг университета 2011 № 6 С. 22-32
В статье рассмотрен феномен студенческих отчислений в Высшей школе экономики, масштаб отчислений, а также факторы, повышающие риск выбывания из университета. В качестве исходной информации используются административные данные, отражающие историю обучения студента в университете. По результатам исследования зафиксирован небольшой рост доли отчисленных студентов-первокурсников, поступивших в вуз в 2009 г. Основными факторами, дифференцирующими отчисленных и неотчисленных студентов, ...
Добавлено: 10 сентября 2013 г.
Попова С. А., Родина Н. В., Андреева А. Р., Журнал руководителя управления образованием 2014 № №4 С. 1-9
В сентябре-декабре 2013 года сотрудниками Института институциональных
исследований НИУ ВШЭ были проведены исследования повышения
заработной платы педагогических работников дошкольных
образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений.
О результатах исследования читаем в материалах статьи.
В ходе исследования (Исследование проводилось в пяти субъектах
Российской Федерации из четырех федеральных округов (Уральский,
Центральный, Северо-Западный и Северо-Кавказский федеральные
округа).) были проанализированы данные о заработной плате и объемах
финансирования образования во всех ...
Добавлено: 5 октября 2014 г.
Косарецкий С. Г., Беликов А. А., Образовательная панорама 2015 № 4 С. 15
В предлагаемой статье на основе анализа данных федерального статистического наблюдения и обследования Мониторинга экономики образования рассмотрена ситуация в секторе школьного дополнительного образования: его вклад в охват детей дополнительными общеобразовательными программами различия (в т.ч. в сравнении с сектором организаций дополнительного образования), различия между регионами, группами школ школы в зависимости от типа населенного пункта, уровня реализуемых программ, ...
Добавлено: 20 января 2016 г.
Смирнова Е. А., Лисовская И. В., Власть и управление на Востоке России 2016 Т. 76 № 3 С. 114-121
На протяжении последних лет, вырос исследовательский интерес к изучению подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. В данной статье подростковый возраст анализируется с точки зрения социального конструктивизма. Подростковость рассматривается как конструкт, который находится в плоскости научных, медиа и государственных дискурсов. В статье представлен аналитический взгляд на процесс конструирования ...
Добавлено: 14 сентября 2017 г.
Андреев А. Л., Новохатько И. М., Осипова А. С., Социологическая наука и социальная практика 2017 Т. 5 № 4 С. 27-45
В настоящей статье проанализированы глубинные изменения, связанные
с превращением университетов в корпорации в контексте институционального анализа.
Исследование выполнено в формате case-study, респондентами были студенты, аспиранты
и молодые учёные исследовательских специальностей НИЯУ МИФИ. Авторами выдвинуты
три гипотезы: о возможном несовпадении ценностей обучающихся с ценностями университета; о демотивации студентов 3-го курса ввиду отсутствия индивидуальной коррекции обучения
и о неуверенности в будущем после ...
Добавлено: 20 сентября 2018 г.
Остапенко А. А., Скопин А. Ю., Новые ценности образования 2010 Т. 46 № 4 С. 50-57
Рассматриваются условия многообразных моделей профильного обучения на селе, которые зависят от образовательных и организационных возможностей населённого пункта, направленных на реализацию профильного обучения. ...
Добавлено: 22 октября 2012 г.
Шубенкова А. Ю., Зевелева О. И., Вопросы образования 2016
«Российские студенты в глобальном мире: от образовательной мобильности к мигрантским настроениям?» Где проходит граница между международной образовательной мобильностью студентов и высококвалифицированной миграцией? В рамках проекта рассматриваются механизмы формирования мигрантских настроений среди российских студентов, вовлеченных в международную образовательную мобильность. Рассматривают ли студенты международную мобильность как возможность эмигрировать? Если да, то какие факторы способствуют формированию такой стратегии? В ...
Добавлено: 4 декабря 2015 г.
Бессуднов А. Р., Куракин Д. Ю., Малик В. М. и др., / НИУ ВШЭ. Серия WP IE "Научные доклады Института образования". 2014. № WP 02/IE/2014.
Российское лонгитюдное панельное исследование образовательных и трудовых траекторий, реализуемое в Институте образования НИУ ВШЭ, является первым когортным лонгитюдным исследованием национального масштаба, проводимым в современной России. В первом разделе бюллетеня представлена программа исследования, обоснована его актуальность, приведены исследовательская архитектура и принципы организации, а также рассмотрены основные исследовательские вопросы. Второй раздел посвящен методологии, включая более подробное описание ...
Добавлено: 17 марта 2015 г.
М. : Российская государственная академия интеллектуальной собственности, 2012
В материалах конференции обсуждается роль наук социо-гуманитарного блока в разработке мер и рекомендаций, способствующих повышению эффективности осуществляемых в России преобразований, активизации использования творческих ресурсов общества, в том числе в сфере интеллектуальной собственности. ...
Добавлено: 16 ноября 2012 г.
Купрейченко А. Б., Журавлев А. Л., Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики 2012 № 3 С. 3-13
В статье приводятся наиболее значимые тенденции психологической науки. Предложен ряд признаков, позволяющих относить эти тенденции к категории парадигмальных изменений. Парадигмальные изменения учитываются и реализуются прежде всего через принципы организации психологических исследований. ...
Добавлено: 25 декабря 2012 г.
Ларина Г. С., Маркина В. М., / National Research University Higher School of Economics. Series WP BRP "Basic research program". 2017. No. 43.
В работе представлены результаты эмпирического анализа двух фундаментально различных моделей представлений учителей математики относительно способностей учащихся в основной школе в России: эксклюзивной и инклюзивной. Представления учителей играют важную роль в процессе обучения, и являются линзами, через которые принимаются все педагогические решения. Однако представления учителей могут быть искажены из-за существующих стереотипов о связи между характеристиками учеников ...
Добавлено: 20 октября 2016 г.
Lushin V., Mandell D., Beidas R. и др., Journal of Autism and Developmental Disorders 2020 Vol. 50 No. 3 P. 881-892
Добавлено: 30 октября 2020 г.
Хусяинов Т. М., Вестник Нижегородской правовой академии 2014 № 2 С. 46-47
Данная работа посвящена теоретическому рассмотрению специфики профессиональной социализации студентов, обучающихся на юридических факультетах. ...
Добавлено: 9 июля 2016 г.