• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Саморефлексия субъекта познания

Философия и культура. 2013. Т. 67. № 7. С. 985-995.

Классическое представление о самопознании как «оборачивании субъекта познания на себя» (рефлексии) сталкивается с трудностью порочного круга: условием возможности познания самого себя при помощи рефлексии оказывается некоторое знание о необходимых структурах субъекта (таких как временность, интенциональность), позволяющее утверждать, что именно он есть предмет рефлексии. Непосредственная данность характеристик субъекта становится основанием всякой достоверности, вследствие чего возникает пропасть между субъектом и миром.

В статье показывается, что вызванная этими трудностями критика картезианской парадигмы сводится к критике субъектно-объектного отношения и не затрагивает рефлексию, предполагающую непосредственное знание о самом себе. В результате бессубъектные концепции оказываются не свободными от рефлексивных структур и порождаемых ими трудностей. Путь их преодоления – отказ от предпосылки об изначальной, предшествующей познанию, идентичности субъекта и предмета самопознания.