• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Вольноотпущенники Церкви в соборном законодательстве Толедского королевства

Древнее право. 2013. Т. 1. № 26. С. 126-142.

Нормы, регламентирующие положение вольноотпущенников в Толедском королевстве, совершенно четко восходят к императорским конституциям "Кодекса Феодосия". В то же время юридическая система не была неизменной. И данная статья посвящена эволюции юридического и социального статуса вольноотпущенника в вестготскую эпоху. Положение вольноотпущенников Церкви в Толедском королевстве было менее свободным, чем в римское время. В самом деле, их личные права были ограничены, например, им было запрещено вступать в брак со свободными людьми. Как и в императорскую эпоху вольноотпущенники Толедского королевства были связаны отношениями патроната: они обязаны были прислуживать при церкви и работать на церковных полях, кроме того, они были лишены права свидетельствовать против Церкви и ее служителей и обвинять их в чем-либо. Они не могли покидать епархию, епископ которой их освободил. Вольноотпущенники получали от епископа некое имущество и участок земли, но не могли им распоряжаться. Это имущество считалось собственностью Церкви, тогда как вольноотпущенники им только владели. В отличие от римского времени, даже дети вольноотпущенников, родившиеся свободными, сохраняли связи патроната с церковью и должны были периодически это подтверждать (professio). Этот наследственный статус и есть самое главное изменение в положение вольноотпущенников. Церковь не утрачивала своей власти над бывшим рабом и его семьей. Главный принцип, провозглашенный в соборных канонах, заключается в том, чтобы не нанести вреда Церкви. Поэтому ни один епископ не имел права самостоятельно распоряжаться имуществом вверенной ему церкви, он был лишь поверенным имущества Христа, и поэтому нес ответственность за сохранность церковного имущества. Когда епископ хотел по каким-то соображениям освободить раба, он должен был немедленно потребовать от него и его потомков услуг и послушания, дабы не нанести ущерба Церкви.