?
The reflective practice of helping a person to maintain adequate self-relation
International Journal of Developmental and Educational Psychology. 2013. Vol. 2. No. 1. P. 747-756.
Ключевые слова: отношение к себесамостьself-relationSelfself-relational processпроцесс отношения к себерефлексивная практикаconstructive developmentcounselling and therapeutic practicereflective practiceконструктивное развитиеконсультирование и терапевтическая практика
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Кургинян С. С., Мир психологии. Научно-методический журнал 2012 Т. 70 № 2 С. 105-119
Отражен опыт качественного изучения единичного случая адекватного отношения личности к себе и концептуализации его основных эмпирических следствий. Исследование предполагало личный опыт участия (в процессе) и развития рефлексивной практики помощи личности в поддержании адекватного отношения к себе. Выявлен ряд процессуальных характеристик отношения к себе: связанность интернализированных объектов самости (идей, мыслей, ощу щений, образов, желаний и др.); ...
Добавлено: 31 января 2013 г.
Кургинян С. С., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 Т. 64 № 4 С. 41-53
В статье на основании анализа ряда актуальных философско-психологических проблем из сферы психологии отношений личности (проблема объективной необходимости «носителя» психической активности, ее источника, характера и специфики этого источника) обсуждаются методологические предпосылки к построению концептуально отличного представления на проблему отношения личности к себе в психологии.
Ключевая идея связана с отношением личности к себе как субъекту психической активности. При ...
Добавлено: 31 января 2013 г.
Кургинян С. С., Экспериментальная психология 2013 Т. 6 № 3 С. 83-97
В статье представлены результаты изучения вклада выделенных в ходе экспериментально-психологического исследования интрапсихических показателей отношения испытуемых к себе в психическую организацию их личности. Психолого-математический дискриминантный анализ позволил выявить интрапсихические маркеры-разграничители различной меры отношения личности к себе в диапазоне от «адекватного» до «неадекватного». Результаты исследования свидетельствуют о том, что чем выше ресурсы психики, проявляющиеся в отношении личности ...
Добавлено: 12 ноября 2013 г.
Кургинян С. С., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 Т. 68 № 4 С. 76-87
В статье на материале качественного исследования реализуется единство теории, эксперимента и консультативной/терапевтической практики по проблеме адекватного отношения личности к себе. Метод изучения индивидуальных случаев избран для научного обоснования такого качественного запроса, как отношение личности к себе. Данный методпозволяет детальное сосредоточение на особенностях модели единичного случая, которая, согласно цели и задачам настоящего исследования, используется, чтобы, во-первых, ...
Добавлено: 31 января 2013 г.
Станковская Е. Б., Psychology. Journal of the Higher School of Economics 2014 Vol. 11 No. 4 P. 136-145
Психотерапевтическая практика призывает к созданию концепций автономии личности, которые могут эффективно использоваться в профессиональной деятельности психотерапевтов и психологов-консультантов. В статье анализируется одно из психотерапевтических направлений – экзистенциальный анализ и логотерапия – и эксплицируются идеи, определяющие специфику понимания автономии в этом подходе. В частности, приводятся три ключевых теоретических принципа, задающих общую систему рассмотрения и развития личностной ...
Добавлено: 26 февраля 2015 г.
Кургинян С. С., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 2 С. 122-137
Статья посвящена апробации Опросника самостей (The Selves Questionnaire, E.T. Higgins) на русскоязычной выборке. Разработка нового инструмента связана изучением представлений личности о себе при анализе ее самости. Опросник позволяет оценить несоответствие или расхождения между различными аспектами «концепта самости» (self-concept), в частности между «актуальной самостью» и/или «идеальной самостью» или «должной самостью», с двух позиций: собственной или «значимого ...
Добавлено: 11 июня 2013 г.
Корягин К. В., Орлов А. Б., Вопросы психологии 2015 № 1 С. 147-158
Обобщаются зарубежные исследования эгоцида как символической смерти Эго. Рассматриваются методологические ориентиры данной проблематики в гуманитарных науках и глубинной психологии. Феномен эгоцида охарактеризован как важнейший компонент традиционных обрядов инициации. Эгоцид как процесс представлен как составляющая трансформации личности в аналитической индивидуальной и групповой психотерапии. Подробно анализируются опыт и переживания клиента, а также содержание работы психотерапевта на различных ...
Добавлено: 25 февраля 2015 г.
Костенко В. Ю., Акмеология 2013 № 3 (47) С. 164-165
В статье анализируются представления экзистенциального, потенциалистского и когнитивного подходов к пониманию категории "самость". В рамках потенциализма самость есть некоторая в высшем смысле человеческая, заложенная по природе сущность, требующая актуализации. В этом смысле потенциализму противостоит экзистенциальный подход, сводящий к минимуму роль всякой предустановленной персональной сущности. У представителей современной теории Я-концепции самость как персональная идентичность оказывается зависимой ...
Добавлено: 4 ноября 2013 г.
Старовойтенко Е. Б., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2017 Т. 14 № 3 С. 408-432
В статье представлены результаты применения методов герменевтики, теоретической реконструкции и моделирования при исследовании проблемы многоаспектной продуктивности отношения личности к Другому. На основе герменевтического анализа и синтеза релевантных идей С.Л. Рубинштейна, М.М. Бахтина, М. Бубера, П. Тиллиха, М. Мерло-Понти, Д. Винникотта, Ж. Лакана, Г. Херманса впервые эксплицированы критерии продуктивности отношения «Я – Другой» в связи с ...
Добавлено: 15 ноября 2017 г.
Станковская Е. Б., М. : Rosebud Publishing, Постмодерн текнолоджи, 2020
Транзактный анализ у многих ассоциируется с книгой Э. Берна (1910-1970) "Игры, в которые играют люди". За последние почти полвека последователи этой школы существенно развили и дополнили теоретические и прикладные разработки знаменитого американского психолога. В настоящее время транзактный анализ успешно применяется в психотерапии, психологическом консультировании, в области образования, организационного и корпоративного развития. Курс Елены Станковской в ...
Добавлено: 30 июня 2020 г.
Старовойтенко Е. Б., Щебетенко С. А., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2020 Т. 17 № 4 С. 757-778
В исследовании, представленном в данной статье, впервые предлагается разносторонняя разработка проблемы Я-Неизвестного. Она охватывает его генез, условия существования, его связи с Я-Известным и парадоксальность этих связей, субъектный характер его поиска и раскрытия, его влияние на процессы достижения самотождества Я и самопреобразования личности. Вводится авторское определение Я-Неизвестного как осознанного личностью незнания себя, преодолеваемого в рефлексии, отношениях ...
Добавлено: 10 декабря 2020 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2018 № 3 С. 7-24
В статье анализируются историко-научные и философско-методологические предпосылки изучения рефлексии в процессе эволюции человекознания, дифференцируются ключевые этапы и направления рефлексивной психологии самости и творчества, а также впервые обобщаются ее теоретические основы для трансдисциплинарного взаимодействия со смежными науками и прикладного использования в социальной практике управления и образования. ...
Добавлено: 25 февраля 2019 г.
М. : Канон+, 2015
Данное издание, состоящее из книги (Часть 1 – «Постоянство пребывания с собою») и диска (Часть 2 – «Что-то ведет нас в глубь самих себя»), включает в себя статьи, переводы и обсуждения, посвященные междисциплинарным исследованиям феномена заботы о себе и его осмыслению различными гуманитарными науками. Предназначено для всех, интересующихся проблемами личностного самовоспитания, преобразования и формирования себя ...
Добавлено: 18 октября 2015 г.
Орлов А. Б., Орлова Н. А., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 № 1 С. 32-44
В связи с развитием современных технологий, которые претендуют на изменение не только внешнего, но и внутреннего мира человека, его субъективности, вопрос: «Что такое человек?» - из отвлеченного философского становится практическим и, как никогда ранее, актуальным. В качестве гипотетического ответа на этот вопрос, с опорой на философскую, психологическую и психотерапевтическую традиции, системно рассматривается субъектность человека и ...
Добавлено: 8 декабря 2012 г.
Подольский А. И., Идобаева О. А., Образование личности 2016 № 4 С. 82-89
В статье излагаются существующие в западной литературе обобщенные представления о строении самоотношения и подходы отечественных психологов к изучению данной проблемы. Продуктом самосознания является представление о себе (Я-концепция). При этом допускается, что Я-концепция не просто продукт самосознания, но важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельности, поведение в ситуациях ...
Добавлено: 29 октября 2018 г.
Старовойтенко Е. Б., / Высшая школа экономики. Series PSY "Psychology". 2020. No. WP BRP 117/PSY/2020.
Добавлено: 22 июня 2020 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2018 № №3 С. 35-49
Данное исследование выполнено в контексте общей персонологии как интегрального направления современной психологии личности. Расширенный контекст персонологического исследования позволил акцентировать те аспекты Я-неизвестного, которые не представлены в классических психоаналитических, когнитивных, нарративных, поведенческих подходах к личности. Автором предлагается способ решения поставленной проблемы, состоящий, во-первых, в выборе тех психологических моделей «Я», где Я-неизвестное приобретает множество определений и потенциалов ...
Добавлено: 6 сентября 2018 г.
Станковская Е. Б., / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2014. No. 29/PSY/14.
Добавлено: 9 марта 2015 г.
Старовойтенко Е. Б., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2011 Т. 8 № 4 С. 3-28
Статья посвящена обоснованию перспектив разработки проблемы «отношения личности к себе» в контексте персонологии. Раскрываются возможности исследования самоотношения путем персонологического синтеза культурно-исторических, онтологических и психологических положений о самоотношении, получивших развитие в работах М. Фуко, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна. Представлены оригинальные теоретические, интерпретационные и рефлексивно-феноменологические модели развития отношения к себе в современных условиях, основанные на ...
Добавлено: 10 октября 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 № 1 С. 55-69
Статья посвящена разработке моделей развития самоотношения личности на основе реконструкции и синтеза идей онтологических концепций С.Л. Рубинштейна, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили. Обосновывается, что при персонологическом преломления онтологии раскрывается мощный источник формирования и саморазвития отношения к себе. Это творческий диалог личности с «другими» и с собой, осуществляемый в единстве действенно-поступковой, рефлексивной и феноменологической практики. ...
Добавлено: 10 октября 2012 г.
Станковская Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 Т. 80 № 4 С. 97-106
В статье предпринята попытка осмысления феномена «взгляда» в контексте новой персонологии (В.А. Петровский, Е. Б. Старовойтенко). Показано, что взгляд является одновременно выражением отношения и формой присутствия Другого в жизненном мире личности. На основе работ Ж.-П. Сартра, В.А. Петровского, М.М. Бахтина, Е.Б. Старовойтенко, А. Лэнгле, М. Уайта осуществлена реконструкция «любящего» и «деструктивного» взглядов; описана соответствующая им ...
Добавлено: 9 марта 2015 г.
Будинайте Г. Л., Психологическое консультирование онлайн 2011 № 1 С. 38-42
введите текст ...
Добавлено: 13 марта 2015 г.
Миллер А., М. : Академический проект, 2018
Книга швейцарского психотерапевта Алис Миллер "Драма одаренного ребенка"- мировой бестселлер. Она посвящена исследованию природы детских психических травм, полученных в ходе воспитания. В своей книге автор поднимает важнейшую проблему: как вытесненные травматические переживания отражаются на личной жизни и социальных успехах человека и порождают психические заболевания. Показаны калечащие воздействия воспитывающих взрослых и психотерапия полученных в раннем детстве ...
Добавлено: 28 октября 2018 г.