Статья
[Review of] Robert Service. Trotsky: A Biography (London: Macmillan, 2009); David North. In Defense of Leon Trotsky (Oak Park, MI: Mehring Books, 2010)
This is a review of two recent books on Leon Trotsky, one of the most prominent Russian revolutionary leaders and an ardent critic of Stalin. The review analyses the main arguments of both books as well as their contribution to the study of Trotsky's personality and political legacy.
В статье показано, как становление советского модернизационного проекта отражалось на пищевой культуре и практике советских людей, претерпевая изменения вместе с каждым серьезным поворотом социально-экономической политики государства в 1920-30 гг.
Рецензия на книгу «Мы жили в СССР». М.: БММ, 2011. Авт.-сост. О.А. Дадыкина, С.О. Ермакова, В.Н. Куликова.
Рассмотрены теоретические подходы к анализу феномена сталинизма в рамках веберовской традиции в исторической социологии. Основное внимание уделяется концепции "режимов непрерывной революции" М. Манна и анализу советской модели модерна в работах Й. Арнасона
В работе объясняется поведение отдельных бюро в условиях тоталитарной диктатуры советского типа при наличии командной экономики. Доказано, что плановые показатели в советской экономике устанавливались в результате закулисных переговоров различных заинтересованных сторон. Таким образом, бюрократы, как рациональные экономические агенты, минимизирующие риск и усилия, должны быть заинтересованы в снижении плановых показателей, тем не менее, в ряде случаев наблюдалось их повышение. В качестве примеров поведения подобного рода можно привести массовые репрессии в тоталитарных диктатурах, а также излишняя эксплуатация административного ресурса на выборах в квази-демократических режимах с популярным лидером. В данной работе мы приводим простую координационную модель взаимодействия диктатора с подчиненными ему бюрократами, которая позволит объяснить данную парадоксальную ситуацию.
Учебник, подготовленный доктором исторических наук, профессором кафедры новой и новейшей истории России Пермского государственного гуманитарно-педагогического универ-ситета А.Б. Сусловым, отражает авторскую систематизацию событий. В книге освещаются главным образом ключевые проблемы социально-политической истории советской России. Материал скомпонован в виде структурных блоков, что способствует его лучшему усвоению и запоминанию. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений.
На основе case study представлены механизмы повседневного функционирования сталинской системы. Послевоенные политические кампании, предполагающие мобилизацию населения, транслировались на жизненный мир советского человека. Изучение одного конфликта, начавшегося внутри школьного коллектива, позволяет понять, как властные практики использовались советскими людьми за границами мира большой политики. Профессиональный конфликт между учителем истории и директором школы неожиданно приобрел политическое звучание. Ссора вышла за пределы учебного заведения и стала предметом обсуждения различных партийных и административных инстанций. В конфликте пытались разобраться райком и районо, горком, гороно и областной комитет партии. После того как отчаявшийся преподаватель стал писать письма в газету «Правда», горком под контролем областного партийного начальства организовал работу комиссии, изучившей ситуацию в школе. Решение конфликта, впрочем, оказалось временным. Учитель истории продолжил свою борьбу на новом учебном месте против другого директора.
В конфликтах подобных этому обнаруживаются повседневные практики и представления эпохи. Это становится возможным благодаря привлечению источников особого статуса: рукописные тексты протоколов опроса, письма и жалобы учителя. Рассмотрение локального сюжета позволяет понять то, как преломлялась сфера политики в жизненном мире советского человека, какие тактики и стратегии использовались людьми во время сталинских политических кампаний.
Статья содержит анализ историографии тайной полиции в Российской империи. Выявляя подходы историков к данной теме и способы их работы с историческими свидетельствами, автор показывает негативные следтвия политической актуальности и процесса герметизации знаний о государстве. Ревизия историографического наследия позволяет автору освободить восприятие темы от созданных в разные времена и в разных условиях "квазиочевидностей". Одновременно обращается внимание на наличие богатого комплекса делопроизводственных докуменов полицейского ведомства, сохранившихся в Государственном архиве Российской Федерации. Предлагая неоинституциональный подход к их анализу, автор показывает очевидные и латентные информационные возможности обнаруженных документов.
Курс лекций знакомит читателей с одним из важнейших направлений современной социологической теории — социологией знания, связанной с проблемой конструирования социальной реальности. В книге рассматриваются генезис и эволюция понятий "реальность", "знание" и "прошлое", их философская и социологическая концептуализация и взаимосвязь в рамках феноменологической социологии знания. Показывается, как общие принципы формирования темпоральной картины мира реализуются на уровне отдельных типов или форм знания — архаичного знания, религии, философии, идеологии. Подробно обсуждается специфика исторической науки, включая проблемы спецификации предмета истории и конструирования целостной картины прошлого в ведущих исторических школах и направлениях.
Для студентов и аспирантов, преподавателей и специалистов в области социологии и других наук о человеке и обществе, для всех интересующихся социологией и историей.
Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки “Социология”.Статья посвящена памяти Л.М. Баткина (1932 - 2016)
Рассказанная Платоном в «Тимее» и «Критии» история о великолепной и бесследно поглощенной пучиной цивилизации на многие века поразила воображение европейцев. Пока филологи спорили о мотивах и смысле платоновского мифа, политики, авантюристы и мечтатели всячески пытались найти для сказки реальную почву.
Известный французский исследователь античности Пьер Видаль-Наке прослеживает в своей книге разнообразные попытки идеологической и геополитической инструментализации платоновского мифа. Российский коллега автора Юрий Литвиненко дополнил книгу главой об идейных судьбах Атлантиды в России.
Книга адресована широкому кругу читателей, всем интересующимся античностью и ее рецепцией.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
В книге описывается многостороннее развитие базовых представлений о прошлом своей страны и Европы в Российской империи второй половины XVIII — начала ХХ века. В отличие от традиционного историографического рассмотрения, сосредоточенного только на эволюции академической науки, авторы исходили из более комплексного подхода, основанного на реконструкции ключевых понятий и механизмов исторической культуры страны (включая сферу образования, деятельность церкви и духовных школ, музеев, исторических обществ и археографических учреждений, региональных сообществ и т.д.). Изучение исторического знания органично дополняется развернутыми очерками об эволюции исторического сознания (с учетом его рецептивных и творческих компонентов), а также о динамике исторического воображения (в русском искусстве и литературе XVIII–XIX веков).
Монография подготовлена к юбилею директора ИГИТИ, ординарного профессора НИУ ВШЭ И.М. Савельевой.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.