Статья
Порношик: между культом и забвением
Автор исследует такой феномен порнографической культуры, как порношик, акцентируя внимание на американском кинематографе 1970-х. Основываясь на гипотезе, что порношик — это попытка представить порнографию в качестве высокого искусства, автор анализирует ключевые для данного течения картины, выделяя те изменения, которые претерпело понятие «порношик» с течением времени, и определяя его слабые места, которые не позволили феномену порношика занять достойное место среди других феноменов высокой и массовой культуры.
Рассматривается развитие жанра легенды в литературе США в XIX веке в сравнении с европейской традицией. Анализируются циклы легенд Вашингтона Ирвинга, Натаниэля Готорна, Фрэнсиса Брета Гарта, исторические легенды Джорджа Липпарда, а также легенда как часть книги очерков (в творчестве Ирвинга и Марка Твена). С одной стороны, жанр легенды используется для осмысления национальной истории. С другой стороны, американские писатели тяготеют к ироническому восприятию жанра легенды как принадлежащего чужой, европейской культуре, что проявляется в усилении пародийного элемента. Вторая особенность американской версии жанра оказывается наиболее востребованной.
Рассматривается эволюция основных тенденций построения текста литературной легенды в 19 веке, представляющая собой процесс перехода от стилизации фольклорных и агиографических источников к их сознательному пародированию.
В статье рассматриваются особенности жанра литературной легенды в творчестве Брета Гарта. Доминантой жанра у Гарта является комический эффект, вызванный несоответствием сюжетного образца и поведения центральных персонажей, не принимающих законов жанра.
В статье рассматривается взаимодействие и переосмысление жанровых традиций в повести Теккерея «Рейнская легенда», которое служит основой создания пародийно-комического повествования.
Статья представляет собой исследование концепции "Вульгарное авторское кино". Автор рассматривает понятие, опираясь на историю кинематографа, на работы влиятельных кинокритиков и молодых блогеров, анализирует неоднозначное понятие "Vulgar Auteurism", теорию авторского кино и отедльные известные фильмы, которые могут быть приписаны данной категории. В тексте описывается не только сама концепция, но также обсуждаются и ее слабые стороны, которые делают идеи сторонников "вульгарного авторского кино" уязвимыми для критики.
В статье рассматривается проблема неопределенности правового статуса телепародии в РФ в контексте положений п. 3 ст. 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации, разрешающих свободное использование произведений в жанре пародии. Автором предпринимается попытка сформулировать критерии отнесения произведений к жанру пародии, которые недостаточно исследованы в научной литературе, несмотря на рост количества и популярности телепрограмм данного жанра на современном ТВ.
Предпринимается попытка осмыслить понятие «рубеж веков» через обобщение исследований русской и зарубежной литературы и культуры XIX-XXI вв. Выявляются факторы, свидетельствующие о кризисе духовного (в частности – художественного) сознания порубежных эпох (усталость и исчерпанность; парадигмы начала и конца, смерти и возрождения, разрушения и творения). Анализ литературы и культуры «двух рубежей» (модерна и постмодерна) позволяет обнаружить типологические закономерности отражения и преодоления кризисных ситуаций (синтез видов и жанров искусства, новые средства художественной выразительности, повествовательные эксперименты, пародийные и игровые формы), отчасти объяснить противоречивые явления современной культуры и ее возможные перспективы.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.