?
Историческая наука и ожидания общества
Общественные науки и современность. 2009. Т. -. № 5. С. 134-149.
Савельева И. М., Полетаев А. В.
Авторы ставят вопрос: каково воздействие современного общества на содержание научного исторического знания. Анализируя общественные вызовы, поставленные перед наукой, они выделяют такие темы, как «конец истории» в значении бытия, «конец истории» в значении текста и «конец истории» в значении знания. Отмечены изменения социальной роли истории в век бурного развития медийной литературы в целом и исторической в частности. Исследуются проблемы изучения историками недавнего прошлого, их «битва с постмодернизмом». Особое место уделено развитию исторического знания в ситуации «омасовления истории», появлению новых тем социальной истории и др. Рассматриваются прагматические функции национально-государственной историографии.
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Савельева И. М., Полетаев А. В., В кн. : Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 342-367.
Авторы ставят вопрос: каково воздействие современного общества на содержание научного исторического знания. Анализируя общественные вызовы, поставленные перед наукой, они выделяют такие темы, как «конец истории» в значении бытия, «конец истории» в значении текста и «конец истории» в значении знания. Отмечены изменения социальной роли истории в век бурного развития медийной литературы в целом и исторической в ...
Добавлено: 25 июня 2013 г.
Савельева И. М., Полетаев А. В., М. : Наука, 2006
В монографии представлен социологический, исторический и семиотический анализ знания о прошлом. Синтез этих подходов позволяет авторам развить современные представления о "смысле и значении" истории; отделить научное историческое знание от мифологического, религиозного, философского, эстетического. Согласно авторской концепции, все эти типы знания должны рассматриваться как имеющие самостоятельное значение и механизмы формирования, задающие разные способы конструирования образов прошлого.
В ...
Добавлено: 26 июня 2013 г.
Савельева И. М., Полетаев А. В., М. : Наука, 2003
В монографии представлен социологический, исторический и семиотический анализ знания о прошлом. Синтез этих подходов позволяет авторам развить современные представления о "смысле и значении" истории; отделить научное историческое знание от мифологического, религиозного, философского, эстетического. Согласно авторской концепции, все эти типы знания должны рассматриваться как имеющие самостоятельное значение и механизмы формирования, задающие разные способы конструирования образов прошлого. ...
Добавлено: 26 июня 2013 г.
Х. : ХНУ iменi Каразiна, 2010
Добавлено: 3 июля 2013 г.
М. : Аквилон, 2020
Сборник посвящен разным граням профессиональной деятельности историка. Пытаясь отразить те сдвиги и трансформации, которые происходят в последние десятилетия в исторической науке, авторы статей рассматривают разные аспекты творчества современного историка: анализируют значение профессиональной рефлексии в его деятельности; рассуждают о новейших открытиях и перспективах исторической науки, способах исторического познания, научном инструментарии историка, разных стратегиях и практиках историописания. ...
Добавлено: 23 ноября 2020 г.
[б.и.], 2012
В настоящей книге рассматриваются наиболее актуальные проблемы исторического познания, а также вопросы, связанные с расширением междисциплинарных взаимосвязей и переопределением места истории в системе современного социально-гуманитарного знания. Авторы анализируют многочисленные новации в области методологии, в концептуальном аппарате и инструментарии исторического исследования, раскрывают эвристические возможности новейших подходов и направлений, достижения и познавательные границы исторических субдисциплин, сформировавшихся на ...
Добавлено: 27 июня 2013 г.
Каменский А. Б., В кн. : Национальная гуманитарная наука в мировом контексте: опыт России и Польши. : М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 138-154.
В современном мире практически в каждой более или менее развитой стране существует историческая наука, представленная профессиональными историками-исследователями и ориентированная прежде всего на изучение национальной истории. В зависимости от степени развития национальной исторической науки, а также ее традиций в каждой отдельной стране в ней в той или иной степени представлены историки, специализирующиеся на истории других стран ...
Добавлено: 3 июня 2013 г.
Савельева И. М., Полетаев А. В., В кн. : Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 324-341.
Взаимоотношения исторической науки и идеологии национализма неизменно привлекают внимание как профессионального сообщества, так и широкой публики. В главе рассматривается эволюция этих отношений на протяжении XIX-XX вв. и анализируются составляющие образов прошлого, конструируемых в национально-ориентированной историографии. ...
Добавлено: 25 июня 2013 г.
Тен Н. В., Восток. Афро-азиатские общества: история и современность 2010 № 5 С. 173-181
В статье проводится анализ отечественной историографии, посвященной образам различных стран и народов. Авторы определяют и характеризуют ряд малоизученных и еще не введенных в научный оборот источников, перспективных для исследования образа России в современном Китае, а именно: китайских школьных учебников истории, научно-популярной литературы о России и материалов китайского Интернета. Ввиду отсутствия общепринятой методологической базы отечественных имагологических ...
Добавлено: 3 декабря 2012 г.
Х. : ХНУ iменi Каразiна, 2010
Сборник содержит статьи по актуальным проблемам истории и теории исторической науки и образования. Рассматриваются вопросы истории историографии, периодизации историографического процесса, категориального аппарата исторической науки, анализируется жизненный путь и творческое наследие учених-историков, организационное развитие исторической науки, особенности подготовки историков в прошлом и в настоящее время. Каждый выпуск имеет тематическую направленность. ...
Добавлено: 3 июля 2013 г.
М. : Аквилон, 2020
Сборник посвящен разным граням профессиональной деятельности историка. Пытаясь отразить те сдвиги и трансформации, которые происходят в последние десятилетия в исторической науке, авторы статей рассматривают разные аспекты творчества современного историка: анализируют значение профессиональной рефлексии в его деятельности; рассуждают о новейших открытиях и перспективах исторической науки, способах исторического познания, научном инструментарии историка, разных стратегиях и практиках историописания. ...
Добавлено: 25 ноября 2020 г.
М. : ЛКИ, 2014
В настоящей книге рассматриваются наиболее актуальные проблемы исторического познания, а также вопросы, связанные с расширением междисциплинарных взаимосвязей и переопределением места истории в системе современного социально-гуманитарного знания. Авторы анализируют многочисленные новации в области методологии, концептуальном аппарате и инструментарии исторического исследования, раскрывают эвристические возможности новейших подходов и направлений, достижения и познавательные границы исторических субдисциплин, сформировавшихся на рубеже ...
Добавлено: 4 января 2015 г.
М. : ИВИ РАН, 2007
Предлагаемый читателю сборник подготовлен по итогам состоявшегося 13 – 14 марта 2007 года научно-методического семинара «Историография, теория и методология истории: учебная литература нового поколения». Семинар был подготовлен Центром истории исторического знания и Центром интеграции академической и вузовской науки ИВИ РАН и проходил на базе Института всеобщей истории РАН. Отметим, что этот семинар стал первым за ...
Добавлено: 5 сентября 2013 г.
М. : ИВИ РАН, 2007
В сборник вошли статьи, посвященные проблемам исторического сознания и исторической культуры, изучению механизмов формирования и передачи исторической памяти – совокупности привычных восприятий, представлений, суждений и мнений относительно событий, выдающихся личностей и явлений исторического прошлого. Историческая память рассматривается не только как один из главных каналов передачи опыта и сведений о прошлом, но и как важнейшая составляющая ...
Добавлено: 28 июня 2013 г.
М. : РГГУ, 2005
Общественное мнение относительно ценности исторического знания в современной России по большей части определяется обыденными социальными представлениями о пользе подлинной истории и функциях историка как учителя, медиатора прошлого и настоящего, обладающего особым символическим капиталом. Ожидания государства и общества от исторической науки связаны прежде всего с поисками доступных объяснительных версий исторического Пути России, ее места в современном ...
Добавлено: 22 сентября 2013 г.
М. : ЛКИ, 2011
В настоящей книге рассматриваются наиболее актуальные проблемы исторического познания, а также вопросы, связанные с расширением междисциплинарных взаимосвязей и переопределением места истории в системе современного социально-гуманитарного знания. Авторы анализируют многочисленные новации в области методологии, в концептуальном аппарате и инструментарии исторического исследования, раскрывают эвристические возможности новейших подходов и направлений, достижения и познавательные границы исторических субдисциплин, сформировавшихся на ...
Добавлено: 13 февраля 2013 г.
Martin B., Свешников А. В., Slavic Review 2016
Created by a group Leningrad and Moskow dissident the samizdat historical publication collection Pamiat' ("Memory") is one of the best-knowln editions in the history of Soviet dissident movement. The main of the feature of this collection is that unlike the informational, publicistic or literary dissident editions of the time, it was a distinctively academic, historic ...
Добавлено: 21 октября 2016 г.
Томск : Томский государственный университет, 2007
Выпуск посвящён юбилейной дате в истории сборника и томской методолого-историографической школы - 90-летию со дня рождения их основателя А.И. Данилова. Сформированный по следам прошедшей в мае 2006 г. Всероссийской конференции, приуроченной к этой памятной дате, сборник включает как тексты о самом А.И. Данилове, так и публикации теоретического, историографического характера, а также попытки использования инновационных методологических ...
Добавлено: 5 сентября 2013 г.
Ижевск : Удмуртский государственный университет, 2008
Добавлено: 21 августа 2013 г.
Савельева И. М., Полетаев А. В., В кн. : Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 281-299.
В основном споры о «научности» современного исторического знания связаны с обсуждением исторических методов, и прежде всего вопроса о степени «теоретичности» истории. Однако наука является эмпирико-теоретическим знанием, поэтому мы хотим начать с вопроса об эмпирической составляющей исторических исследований. Нельзя сказать, что эта тема была обойдена вниманием историков; фактически именно ею специально занимается важнейшая историческая дисциплина — ...
Добавлено: 25 июня 2013 г.
Рогожина А. А., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология 2014 № 5 (40) С. 78-88
В статье обсуждается одна из характерных особенностей коптского агиографического предания о Диоклетиане — его особая связь с Аполлоном. Анализ ее позволяет признать, что в основу этого представления легли два разных события, связанные со святилищем Аполлона в Дафне близ Антиохии. Во-первых, роль оракула в решении Диоклетиана начать гонения против христиан и, во-вторых, история перенесения мощей свщмч. ...
Добавлено: 16 ноября 2015 г.
М. : Политическая энциклопедия, 2017
В сборник включены тезисы докладов участников Седьмой международной конференции молодых учёных и специалистов "Клио". Доклады посвящены актуальным историко-архивным проблемам, важным сюжетам археографии, источниковедения, российской и всебщей истории нового и новейшего времени. ...
Добавлено: 6 апреля 2017 г.
Рязань : Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина, 2012
В настоящий сборник вошли тексты докладов и сообщений участников Всероссийской научно-практической конференции «Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты», состоявшейся в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина 29 ноября 2012 года. Предназначен для специалистов-историков, преподавателей школ и вузов, студентов и аспирантов исторических факультетов. ...
Добавлено: 17 января 2014 г.