• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Constructing National Ranking Methodology: Dilemmas, Choices, and Decisions

Problems of education in the 21st century . 2012. No. 48. P. 62-81.
Larionova M. V., Perfilieva O. V., Zavarykina L. V., Lopatina A. S., Lazutina I., Nagornov V.

Современное состояние высшего образования в России сегодня характеризуется рядом тенденций, вектор которых, в целом, направлен на продвижение российских вузов за рубежом. Рост числа подходов и методологий рейтингования вузов является прямым отражением этих тенденций. Рейтинги вузов и за рубежом, и в России – объект повышенного внимания, дискуссий и критики со стороны академического и экспертного сообщества. Несмотря на критику, результаты рейтингов вузов востребованы и влияют на продвижение и позиционирование вузов в глобальном пространстве высшего образования; актуально это и для России. Современные системы рейтингования российских вузов характеризует разнообразие, стремление удовлетворить множественность целевых аудиторий и их потребностей. Объединяющим элементом является избираемый метод – одномерное ранжирование с использованием комплексного индикатора и весовых коэффициентов. Таким образом подходы к оценке вузов в России с теми или иными нюансами, преимуществами и недостатками, представляют собой классические рейтинги. В настоящей статье коллектива российских авторов представлен опыт реализации проекта по разработке и апробации методологии многомерного ранжирования российских вузов (НФПК 2011-2013). Авторы обосновывают недостаточность одномерной оценки российской системы высшего образования. Доказывают необходимость выбора подхода, который бы учитывал сложность и дифференцированность системы высшего образования в России, результаты текущей модернизации системы, специфику миссий и разнообразие функций российских вузов. Опираясь на результаты проекта, авторы последовательно описывают особенности разработки национальной системы многомерного ранжирования вузов, начиная с разработки концепции, выбора индикаторов и заканчивая представлением результатов апробации. Подробно останавливаются на дилеммах, с которыми пришлось столкнуться на каждом из этапов, нелегких выборах и принятых в результате решениях.