• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

«Здоровье не купишь»: о противоречиях маркетизации жизненно важных благ на примере рынка стоматологических услуг в Москве

В данной статье на примере московского рынка стоматологических медицинских услуг анализируется процесс социального конструирования рыночного товара, сопряженного с жизненно-важным благом – здоровьем. На данных качественного контент-анализа сайтов 184 стоматологических клиник и 25 глубинных интервью с врачами и менеджерами, коммерческой стоматологии Москвы реконструируются представления медиков о содержании коммерческого продукта – стоматологической услуге, его смысле и параметрах качества. Показано, что акторы категоризуют коммерческие медицинские услуги в терминах помощи по восстановлению здоровья, исполнения профессионального долга, а также применения квалификационного мастерства. При этом акцент на персонализации лечебных услуг позволяет им избежать подозрений в прагматизме по отношению к пациентам. Это, с одной стороны, отрицает гипотезу о неизбежной дегуманизации медицины в условиях маркетизации здравоохранения, а с другой, – обосновывает идею о том, что на смену абстрактному скептицизму классических социологов в отношении экспансии рынков в жизненно-важные сферы должны прийти эмпирические исследования конкретных механизмов, форм и условий благ.