Статья
«Что такое хорошо»: анализ моральных оснований, транслируемых учебниками для начальной школы советского и постсоветского периодов
В статье излагаются результаты сравнительного анализа содержания школьных учебников советского и постсоветского периодов, направленного на изучение культурного «эталона» моральных оценок и его трансформаций на протяжении последних десятилетий. Исследование показало наличие как количественных, так и качественных изменений транслируемых детям моральных норм, оценок и суждений.
В публикации проводится историко-экономический анализ возможности и правомерности использования понятия "справедливость" при рассмотрении проблем экономической политики.
Представлен анализ концепций справедливости с позиций методологии К. Поппера, показана специфика двух противоположных типов теорий справедливости и сформулированы аспекты методологической проблемы этих учений.
В статье рассматриваются основные психологические модели справедливости.
Статья предваряет перевод работы Джона Ролза «Право народов». Эта лекция была написана в 1993 году и ранее на русский язык не переводилась. В настоящей статье анализируется предложенная Ролзом концепция справедливости в международных отношениях, подробно рассматриваются терминология, методология и основные положения. Справедливость в международных отношениях исследуется во взаимосвязи с общей теорией справедливости Ролза. Однако в силу особенностей сферы применения концепция справедливости в международных отношениях, основанная на либеральных ценностях, выходит за пределы либеральных обществ и предлагает основы для трансформации международного права и мировой политики.
Это юбилейный сборник и статьи отражают все направления развития отечественной этической мысли. Поскольку сборник, посвящен творчеству А.А. Гусейнова, авторы, так или иначе, связывают содержание своих статей с идеями, высказанными А.А. Гусейновым в многочисленных публикациях.
В рамках данной статьи рассмотрены основные направления изучения представлений о дистрибутивной и процедурной справедливости в Западной Европе и США, а также функции этих представлений. Описаны основные проблемы, возникающие при изучении представлений о справедливости.
В книге рассматриваются психологические аспект восприятия справедливости.
Книга посвящена проблеме общественной морали. Впервые в отечественной этической мысли этот феномен рассматривается как отдельная проблема, отличная от морали личного совершенства. Сборник включает в себя самые разные статьи так или иначе связанные с темой общественной морали, включая историю этической мысли, метаэтику, теорию морали, проблемы морального воспитания, моральные проблемы общественных институтов. Общественная мораль представлена с точки зрения истории ее возникновения, функционирования и влияния на все стороны общественной жизни.
Изучение использования возможностей Интернета и компьютера студентами проводится в разных странах. Поднимая вопрос о взаимодействии информационной среды и национальной культуры, в статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) студентами России. В работе представлены результаты анализа данных собранных в ходе проекта «Кросс-культурное исследование процесса становления новой образовательной культуры в России и Германии» в 2008-2009 гг. (выборка в 825 студентов из 18 университетов России). Обсуждаются особенности использования российскими студентами Интернета, в том числе проблема плагиата, доступность различных технологий в университете, привлекательность категорий использования компьютера и Интернета, гендерная специфика использования информационно-коммуникационных технологий.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Российские регионы развиты неравномерно, что отражается на ценностях и социально-психологических установках их жителей. В фокусе данного исследования находятся ценности, показатели социального капитала и их взаимосвязи с экономическими установками на индивидуальном поведенческом уровне, что является практически неразработанной темой в рамках экономической психологии. Выборка исследования составила 1219 человек из разных регионов России. Метод исследования – социально-психологический опрос. Опрос проходил в 2010-2011 гг. Было получено, что регионы Российской Федерации в значительной степени различаются как по профилю базовых ценностей и некоторым показателям социального капитала, так и по экономическим установкам их жителей, что отражается на экономике страны в целом.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.