• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 14 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Соколов П. В. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2017. Т. 4. № 45. С. 31-40.

Статья посвящена сравнению концепций гражданского воспитания, разработанных двумя крупными теоретиками педагогики раннего Нового времени — Яном Амосом Коменским и Джамбаттистой Вико. Доказывается, что, если у Коменского обучение благоразумию (prudentia) посредством обращения себе на пользу случая (emendatio casus) осмысляется в категориях христианско-стоической аскезы, то Вико основывает свою гражданскую пайдейю на устроении дорефлексивной сферы посредством топики и риторики.

Добавлено: 12 июня 2017
Статья
Можайский А. Ю. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2020. № 57. С. 96-107.

Статья посвящена работе «Scuola antica architettata all'Egiziana e alla Greca» («Древняя школа, построенная в египетском и греческом стилях») великого Джованни Баттиста Пиранези. Издание «Opere Varia II», в которое помещена эта гравюра Пиранези, нельзя точно датировать, но известно, что оно появилось после 1761 г., несмотря на то что на нем стоит дата 1750 г. Данная гравюра отражает представление об идеализированной античной школе, благодаря Пиранези сформировавшееся в Европе во второй половине XVIII в. Школа мыслилась Пиранези как открытый священный храм науки, помещенный в центр идеального города. В статье также выявлены источники для «Древней школы» Пиранези, которые представляют собой архитектурную и художественную традицию от Античности до Нового времени. Раскрыт социальный аспект работы Пиранези, поскольку его «Древняя школа» ориентирует на идеал доступности образования для широких слоев населения. Влияние данной гравюры Пиранези прослежено в проекте Этьена-Луи Булле по созданию Королевской библиотеки (1784 г.), явившем оригинальный взгляд на образовательное пространство библиотеки и демонстрировавшем поразительное внешнее сходство с интерьером «Древней школы». Отголоски проекта Этьена-Луи Булле видны в реализации станции Московского метрополитена «Библиотека имени Ленина».

Добавлено: 4 октября 2020
Статья
Колыхалова О. А. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2018. № 51. С. 11-25.

Целью статьи стал сравнительный анализ влияния инновационных педагогических технологий на формирование учебной мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка. Преподавание иностранных языков сегодня определяется двумя важными подходами — развитие коммуникативных навыков и применение онлайн-технологий. По сути, происходит переосмысление целей и задач образования, и, следовательно, ролей преподавателя и студента. Студент более не пассивный получатель истины, а полноправный участник её познания. В результате развития дистанционного онлайн образования возникли технологии «blended learning» или «смешанного обучения». В его основе лежит сочетание аудиторной работы с работой в обучающих интернет-программах, которые позволяют создавать гибкие траектории для каждого студента. Будущее иностранного языка в вузе также заключается в создании индивидуализированного образовательного «гиперпространства», в котором обучение собственно иностранному языку будет интегрировано в профессиональную подготовку — CLIL. Мы выбрали для сравнения две вышеописанные технологии — технологию blended learning и технологию CLIIL и выдвинули гипотезу о том, что обе технологии способствуют повышению учебной мотивации студентов, однако приводят к повышению различных видов учебных мотивов. Методы исследования: методика диагностики учебной студентов мотивации А. А. Реана и В. А. Якунина, методика диагностики мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной. Показано, что при использовании технологии смешанного обучения возрастает значимость коммуникативных мотивов и мотивов творческой самореализации, тогда как при использовании технологии интегрированного обучения возрастает значимость социальных мотивов и снижается значимость мотивов избегания, что говорит о большей активности и вовлеченности студентов в учебный процесс. Вместе с тем в целом обе инновационные технологии преподавания иностранного языка способствуют повышению учебной мотивации студентов.

Добавлено: 3 октября 2018
Статья
Козлова М. А. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2014. Т. 4. № 3 (34). С. 133-147.

В статье рассматриваются современные подходы к исследованию морали как фактора, позволяющего прогнозировать индивидуальное поведение. Обзор направлен на выявление тех личностных и ситуационных факторов, благодаря которым когнитивные аспекты моральной сферы (оценки и суждения), на изучении которых был сфокусирован интерес психологии морали на протяжении длительного времени, находят действительное выражение в поведении субъекта. Перспективы наиболее полного рассмотрения связи между моральным суждением и моральным действием открывает интеграция персонологического и социально-психологического подходов. В качестве «точки пересечения» рассматривается Я-концепция. «Моральное Я» индивида оказывается в центре внимания в ряде как персонологичесих направлений исследований (анализ «нравственных эталонов» и исследование моральных прототипов, системные исследования моральной сферы), так и социально-психологических (модели «морального баланса», «моральной обиды», «моральной компенсации»). Три проанализированных фактора — когнитивные аспекты моральной сферы (представления, оценки, суждения), компоненты Я-концепции (оценка уровня собственной нравственности и место морального Я в структуре представлений о себе) и ситуативные влияния (наличие угрозы/поддержки морального Я индивида) учитываемые в совокупности, позволяют точнее прогнозировать индивидуальное поведение.

Добавлено: 6 сентября 2014
Статья
Козлова М. А. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2017. № 46. С. 34-47.
В статье осуществляется анализ моральных аспектов репрезентации в школьных учебниках социально уязвимых групп. Мы рассматриваем социальную категоризацию как фактор, во многом формирующий социальную структуру. Категоризация, вынесенная в публичный дискурс вокруг проблем социальной политики, закрепляет коды желательного и нежелательного поведения, институционализируя поведенческие практики и паттерны восприятия. Школьный учебник становится инструментом трансляции сложившихся практик новым поколениям. Эмпирическую базу исследования составили учебники по предметам «Окружающий мир» и «Обществознание». В комплекте учебников для начальной школы в анализ включено четыре фрагмента, в комплекте для 5–11-х классов — 72. Рассмотрение примеров упоминания социально уязвимых групп в школьных учебниках позволило а) проследить изменения репрезентации темы в учебниках, ориентированных на разные возрастные группы; б) выявить степень сходства в репрезентации различных социально незащищенных групп. В отношении бедных / безработных преобладает нормализующий дискурс. В отношении людей с инвалидностью, пожилых людей и неполных семей преобладает дискриминирующий дискурс, в котором индивид репрезентирован как объект опеки, либо дискурс избегания, направленный на символическое удаление проблемы из реальности.  
Добавлено: 28 октября 2017
Статья
Козлова М. А., Симонова О. А. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016. Т. IV. № 4(43). С. 103-120.

В статье эмоции рассматриваются в контексте междисциплинарных исследований морали. Особое внимание уделяется негативным моральным эмоциям и их значению для изучения социальной сплоченности. В фокусе теоретического анализа — социальная функция эмоций — сплочение группы через актуализацию идентичности. На основе двух кейсов рассмотрена роль негативных моральных эмоций в формировании новых идентичностей и интеграции группы. Источником негативных эмоций выступает оценка ситуации как несправедливой. В первом случае в качестве субъекта несправедливости видятся «свои» — страна, которая несправедлива по отношению к тем, кто ее кормит (к более узкой группе «своих»); во втором случае — субъектом и объектом несправедливости видятся аутгруппы, из которых одна — «жертва» — имеет связи с ингруппой. В таком случае аутгруппа-«агрессор» наделяется чертами «исконного врага», ключевой становится эмоция негодования — «морального гнева», которая формирует основу сплочения сообщества. Поддержка объекта несправедливого отношения становится инструментом поддержания позитивного образа ингруппы. Угроза репутации ингруппы порождает «имиджевый стыд» и становится источником агрессии по отношению к любому наблюдателю как к потенциальному свидетелю «потери лица».

Добавлено: 18 ноября 2016
Статья
Егоров Г. В., Попов А. А., Меланина Т. В. и др. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2019. № 54. С. 24-41.

В данной статье приведены результаты исследования особенностей реализации богословского образования в онлайн-среде, проведенного Институтом дистанционного образования (ИДО) ПСТГУ, а именно отношения ученых и практиков к проблеме коммуникации при получении теологического образования дистанционно. Ознакомление с опытом дистанционного преподавания богословских дисциплин в ИДО ПСТГУ осуществлялось посредством интервьюирования сотрудников кафедры новых технологий в гуманитарном образовании. Для достижения целей исследования использовался метод полуформализованного интервью. Изучив ответы респондентов на вопросы об обеспечении качественного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, коллектив авторов сделал вывод, что формирование общности, единомыслия, доверия участников дистанционного образовательного процесса является возможным и необходимым его условием. В статье раскрывается положение о том, что инструменты системы дистанционного образования, при наличии желания участников образовательного процесса и соответствующих навыков, позволяют достигать глубокого взаимодействия между преподавателем и студентом и высокого качества образовательного процесса. По итогам сравнения зарубежного подхода к организации коммуникационного процесса при преподавании богословских дисциплин с изученным опытом участников исследования, сделаны следующие выводы: 1. В ИДО ПСТГУ применяется смешанная модель обучения, предполагающая, что преподаватель может выступать и в позиции эксперта, передающего знания, и организовывать взаимодействие обучающихся друг с другом. 2. Участники интервьюирования, как и их зарубежные коллеги, в своей практике сталкиваются с недостаточной методической грамотностью при организации обучения в онлайн-среде. 3. Опрошенные преподаватели в недостаточной мере используют возможности системы дистанционного обучения для организации взаимодействия участников образовательного процесса.

Добавлено: 1 января 2020
Статья
Урусова Е. А., Хусяинов Т. М. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2017. № 47. С. 117-129.

В статье рассматривается проблематика детско-родительских отношений между отцами и дочерьми в полных и неполных семьях, где контакт между ними ограничен. Авторы актуализируют значимость роли положительного примера во взаимоотношениях между родителями и его влияние на характер межличностных контактов с представителями не только своего, но и противоположного пола. В статье анализируется модель родительской семьи, субъективная оценка участия отца в воспитании и тип взаимоотношений с ним как факторы, влияющие на особенности построения взаимодействия с представителями своего и противоположного пола. Авторы отмечают, что девушки, воспитанные в монородительской материнской семье, чаще оценивают отношения с отцом как плохие, указывают, что отец не участвовал в воспитании, а общение происходило крайне редко. Постулируется, что частота контактов с отцом, его участие в воспитании и характер взаимоотношений с ним взаимосвязаны с моделью семьи. Отмечается, что на взаимоотношения девушек с представителями своего и противоположного пола оказывают влияние не только тип семьи (полная или монородительская), но и оценка отношений с отцом.

Добавлено: 18 января 2018
Статья
Прокофьева Е. А., Беленчук Л. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2010. № 3. С. 89-103.
Добавлено: 22 декабря 2010
Статья
Маслинский К. А. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 1 (36). С. 56-72.

Задача этой статьи — проанализировать советские школьные правила как часть непрерывной школьной традиции и как способ репрезентации образа советского школьника. Статья разделена на две части. Первая часть представляет собой краткий исторический очерк о правилах поведения в дореволюционной и советской школьной политике и практике. Материалом послужили упоминания этих правил в постановлениях советской власти и советских нормативных документах о школе, а также корпус текстов правил в советских школах c 1930-х по 1980-е гг. История правил поведения в советской школе насчитывает несколько стадий: сначала полное их игнорирование (1917–1927), затем постепенная легитимация в руководящих постановлениях (1927–1935), перешедшая в период ожидания обещанных в правительственном постановлении правил (1935–1943), потом десятилетие (1943–1954) концентрации внимания на «Правилах для учащихся», принятых в 1943 г., и, наконец, постепенный переход дисциплинарных функций к единым требованиям (1954–1972). «Правила для учащихся» 1943 г. отличались от аналогичных правил 1874 г. наличием отчетливой функции конструирования идеального образа советской школы и школьника. Перевес символической функции предопределил утрату новыми Правилами функции дисциплинарного регулирования школьной повседневности.

Добавлено: 25 марта 2015
Статья
Маслинский К. А. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 2 (37). С. 41-58.

Задачи этой статьи — проанализировать советские школьные правила как часть непрерывной школьной традиции и как способ репрезентации образа советского школьника. Вторая часть статьи посвящена анализу содержания корпуса из 21 текста правил, напечатанных в СССР (1937—1984) типографским способом от имени отдельных школ. Текст правил, взятый в отдельности, не может использоваться как прямое свидетельство дисциплинарной практики, однако в рамках корпуса вариативность в их содержании и формулировках позволяет наблюдать пространство выбора, в рамках которого действовали составители правил, а закономерности такого выбора позволяют реконструировать логику дисциплинарного мышления, которой они руководствовались. В статье выбор составителей правил рассмотрен на нескольких уровнях. На уровне выбора сферы регулирования (набора ситуаций повседневности, к которым применимы школьные правила) выявилось меньшее, чем можно было бы ожидать, распространение правил на вне школьную повседневность советского ребенка. На уровне выбора деталей повседневности, упоминаемых в правилах, обнаруживается инструмент, обеспечивающий лабильность советской школьной дисциплинарной практики: внимание или невнимание к деталям поведения. Наконец, анализ выбора на уровне формулировок правил позволяет найти отзвуки повседневных конфликтных сценариев в форме запретов и угроз.

Добавлено: 26 августа 2015
Статья
Шангина О., Стакина Ю. М. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2011. № 21. С. 114-127.

В данной статье рассматривается личностная переменная успешного совладания со стрессом - «hardiness» («жизнестойкость», авторы термина Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, автор русскоязычной версии термина - Д. А. Леонтьев). В работе представлены результаты сравнительного исследования жизнестойкости у студентов православного и светских вузов.

Добавлено: 7 октября 2012
Статья
Козлова М. А. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2012. Т. IV. № 4 (27). С. 25-51.

В статье излагаются результаты сравнительного анализа содержания школьных учебников советского и постсоветского периодов, направленного на изучение культурного «эталона» моральных оценок и его трансформаций на протяжении последних десятилетий. Исследование показало наличие как количественных, так и качественных изменений транслируемых детям моральных норм, оценок и суждений.

Добавлено: 21 ноября 2012
Статья
Козлова М. А. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2018. Т. IV. № 49. С. 88-103.

В статье рассматривается проблематика межпоколенной культурной трансмис- сии на примере букварей, издававшихся для русскоязычных детей в Латвии в 1920–1930-е гг. Концептуальную рамку исследования составили классические и современные теории социальной сплоченности и межпоколенной культурной трансмиссии. В учебниках, издававшихся в либеральный период 1920-х гг., ре- бенок побуждается к самостоятельной выработке ценностей и поведенческих практик, с использованием рекомендованных взрослым сообществом средств — знаний и образования. Так сообщество ориентирует ребенка на включение в сеть «слабых» связей, снижая внутригрупповую сплоченность, но готовя ребен- ка к интеграции в доминирующую культуру. В букваре, изданном на десяти- летие позднее, мы фиксируем признаки «закрытия» группы: «неизменность» транслируемых ценностей, иллюзия стабильности, гомогенизируя сообщество как в горизонтальном, так и в вертикальном измерениях, обеспечивает внутри- групповую сплоченность, как кокон защищая группу от культурной диффузии и ассимиляции. Соотнесение выявленных стратегий с результатами анализа кон- тента учебников, издававшихся в иных культурных и политических контекстах, позволяет оценивать описанные модели как универсальные стратегии адапта- ции меньшинств к меняющимся установкам и политике большинства.

Добавлено: 18 июля 2018