?
Болезнь как пространство коммуникации человека и Бога в восприятии древнерусского книжника XI−XIII вв.
Статья посвящена особенностям восприятия человеческой болез- ни в Средние века, выявленным в ходе анализа древнерусских письменных ис- точников XI−XIII вв. В исследовании рассматривается особый тип восприятия недуга, называемый «болезнью-коммуникацией», выделяются его характер- ные признаки. В нем предлагается объединить несколько ранее предложенных исследователями вариантов средневековой этиологии болезней, в том числе «болезнь-наказание» и «болезнь-испытание». Автор предполагает, что забо- левание, обладающее признаками «болезни-коммуникации», древнерусский книжник воспринимал как сообщение, посылаемое человеку Богом. На содер- жание подобного сообщения указывали обстоятельства недуга: общий характер ситуации, наличие определенных видений или снов, отсутствие «посредников», посылающих недуг. В зависимости от обстоятельств выделяются несколько под- типов «болезни-коммуникации»: «знак свыше», «наказание», «болезнь от рож- дения», «предсмертный недуг». Последний подтип мог восприниматься в Древ- ней Руси в качестве аскетической практики, доступной как представителям духовенства, так и мирянам. Попытки симулировать «болезнь-коммуникацию» явно осуждались, книжники рассматривали их наравне с обманом и даже кощун- ством. Послание свыше, выраженное в «болезни-коммуникации», чаще всего оказывалось положительным — подобный недуг сообщал о благосклонности Бога к болящему и давал человеку надежду на спасение души, поскольку счи- талось, что физическое страдание очищает душу. Исследование библейских ци- тат в описаниях болезни показывает, что восприятие «болезни-коммуникации» было тесно связано с отношением к добродетели терпения. Выводы статьи по- зволяют дополнить существующее в научной литературе представление о том, что древнерусские книжники негативно воспринимали любые попытки забо- левших обратиться к классической медицине. Автор полагает, что они осуждали использование ее методов лишь при «болезни-коммуникации», но не возража- ли в иных случаях.