• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Образование: рынок «медвежьих» услуг?

В последние годы в нашей стране термины "образование" и "образовательные услуги" часто используются начальством как синонимы. Это относится и к директивной, управленческой литературе, и к специальной – научной и методической. Вот, например, как выглядит начало проекта "Методики расчета стоимости образовательной услуги общего образования": "Определения. Федеральный норматив общего образования – это стоимость стандартной образовательной услуги в расчете на одного учащегося… Стандартная образовательная услуга – годовой процесс обучения учащихся общеобразовательного учреждения (выделено мой, – Л.Г.)" [Сабуров 2004]. Отсюда один шаг до узко-экономического подхода к образованию как одному из многочисленных социальных благ (услуг – наряду с медициной, жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ), "культурой" и т. п.), внешних по отношению к человеку, к попыткам выстроить достаточно прямые связи "затрат и результатов", пронормировать их по отношению к получателю услуги, отдельно взятой "душе" в виде норматива финансирования с одной стороны и образовательного стандарта с другой, к рыночному видению образования как такового.