Статья
"Организационное поведение»" как учебная дисциплина: история, проблемы, перспективы
Справедливость – один из ключевых параметров оценки организационного взаимодействия. Он оказывает влияние на аттитюды, эмоции и организационное поведение сотрудников. Давая оценку справедливости организационных процедур, люди ориентируются на ряд социальных норм. Каковы эти нормы? Ради чего работники соблюдают требования справедливости? Каким образом можно повысить справедливость организационного взаимодействия? Данные вопросы будут рассмотрены в настоящей статье.
Модели организационных изменений рассматриваются в контексте управленческого воздействия на организацию. Выявлена роль управления организационным поведением как фактор адаптации организации к изменениям внешней и внутренней среды.
В монографии описаны современные подходы к построению систем поддержки принятия решений для органов государственного управления, основанные на применении перспективных информационно-аналитических технологий хранения и анализа данных, компьютерного моделирования. Рассматривается общая структура информационно-аналитической системы анализа и прогнозирования социально-экономического развития территорий и модельный комплекс «Социальная сфера», реализованный на основе методов системной динамики, агентного моделирования и высокотехнологичных решений имитационного моделирования. Комплекс имитационных моделей включает динамические модели социальной сферы, здравоохранения, жилого фонда, пенсионной системы, с помощью которых можно разрабатывать программы социально-экономического развития целевого назначения, реформирования и структурной перестройки отраслей социальной сферы, проигрывать различные сценарии. Имитационные модели реализованы в высокотехнологичных средах имитационного моделирования AnyLogic, Vensim, имеют развитые идеографические интерфейсы для построения и визуализации потоковых диаграмм модели, средства для проведения сценарных исследований.
В статье рассматривается экономическая подоплека превращения социальной сферы в сферу капитала в связи с переводом учреждений социальной сферы на платную основу функционирования.
Укрепление деятельности некоммерческих организаций путем оказания информационной поддержки позволяет обеспечить стимулирование гражданской активности, содействие институционализации благотворительности, развитию альтернативных ресурсов для социальной сферы. Создание публичного информационного пространства вокруг деятельности НКО — ключ к решению многих проблем, связанных с продвижением идей гражданской активности, демократических ценностей, вовлечением граждан в благотворительную, добровольческую деятельность. Использование и развитие рассмотренных нами механизмов эффективно помогает достижению этих целей, а также налаживанию и развитию партнерства органов власти с некоммерческими организациями и повышению доверия — как к НКО, так и к власти — со стороны граждан.
Анализируется взаимосвязь политики, экономики, социальной сферы и права, показывается роль права для политического, экономического и социального развития страны, раскрываются его резервы для решения встающих задач на всех направлениях данного развития.
В сборнике представлены учебно-методические материалы по курсу «Организационное поведение».
Статья посвящена новому этапу профессионализации социальной работы в России, связанному с развитием системы профессиональных стандартов. Осуществляется попытка анализа институциональных механизмов и дискурсов, которые оформляют усилия различных стейкхолдеров в направлениипрофессионализации в социальной сфере, а также рассмотрение возможных последствий и рисков, сопровождающих процессы стандартизации таких профессий. Обобщая британский опыт применения профессиональных стандартов для повышения эффективности социальной защиты и опираясь на данные социологического опроса, проведенного в 2013г., авторы обозначают возможные проблемы, с которыми встретится российская социальная работа в процессе реформирования системы регулирования профессии «сверху вниз».
Исследуется феномен авторитарности, широко распространенной в массовом сознании россиян. Изложен новый подход к рассмотрению авторитарного синдрома как последствия культурной травмы в результате политической и социокультурной трансформации общества. Представлена динамика симптомов авторитарности, которые проявляются в массовом сознании россиян с 1993 по 2011 г. Предложен пакет мер, направленный на снижение уровня авторитарности в российском обществе.
Рассматривается пространственная теоретико-игровая модель предвыборной конкуренции, в которой два кандидата, помимо выбора политических программ, могут тратить средства на увеличение собственной популярности. Показано, что при определенных условиях политические программы кандидатов будут разными. Исследуется, как предпочтения избирателей и электоральная система влияют на политические программы кандидатов и расходы на предвыборную кампанию. Показано, что при достаточно однородных предпочтениях электората равновесия не существует.
В ежегоднике представлены основные тенденции, процессы и наиболее значимые события во взаимоотношениях стран Центра, Периферии и Полупериферии, включая позиции и интересы России в этом взаимодействии. Особое внимание уделено последствиям мирового кризиса (долговой кризис в Европе), перипетиям «арабской весны», российско-американским отношениям, роли социальных сетей в современном мире и др.
Статья посвящена проблемам применения обязательных требований к хозяйственной деятельности в России. В начале статьи анализируется природа обязательных требований и рассматривается их соотношение с требованиями нормативных правовых актов и нормами права в целом. Резюмируются подходы к определению понятия «обязательные требования» в науке административного права и примеры его законодательного употребления. Автор приходит к выводу, что в настоящее время обязательные требования к хозяйственной деятельности не всегда обличены в форму нормативных правовых актов, их понятие размыто и не формализовано в законодательстве, что приводит к существенным проблемам их применения на практике. Нечеткость понятия обязательных требований, особенно в части технических норм и правил, приводит к расширительному толкованию предмета государственного контроля (надзора), в рамках которого соблюдение таких требований проверяется.
Вторая часть статьи посвящена анализу конкретных проблем правоприменительной практики, среди которых выделяются проблемы недоступности обязательных требований, их противоречивости и устаревания. Указывается, что массив обязательных требований часто не отвечает современному уровню развития науки и техники.
В третьей части статьи описывается авторский подход к решению проблем применения обязательных требований. В качестве ключевого предложения предлагается создание Единого межведомственного портала по раскрытию сведений об обязательных требованиях. Также предлагается регламентировать разработку и принятие новых обязательных требований технического характера через утверждение положений об отраслевых системах нормирования. Кроме того, предложено установить мораторий на применение обязательных требований, принятых органами и организациями СССР и РСФСР, и ввести предельный, пятнадцатилетний срок действия обязательных требований в сфере технического регулирования и в отраслевых системах нормирования.
В сборнике представлены три из шести докладов российских ученых, подготовленных к обсуждению на «круглом столе» по проблемам модернизации, проведенном 18 февраля 2009 г. в Москве. Авторы докладов рассматривают комплексную модернизацию России как одно из важнейших условий поступательного развития страны в XXI веке, акцентируют внимание на значимости зарубежного опыта для определения стратегических направлений развития страны, оценивают перспективы модернизации отдельных отраслей отечественной экономики.