?
Западные и отечественные концепции рациональности: сравнительный анализ
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2012. № 2. С. 153-158.
Статья посвящена анализу идей рациональности в современной западной и отечественной философии. Рассматривается изменение образа рациональности в контексте современных социокультурных реалий.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Сидорова Л. П., Шнырёва О. Е., Н. Новгород : НИУ РАНХиГС, 2016
Монография объединяет исследования, посвященные проблемам, которые связаны с новым осмыслением содержательных характеристик неклассической рациональности и эпистемологии. Опираясь на междисциплинарный подход, авторы монографии анализируют предпосылки и истоки трансформации рациональности классического типа; реализуют синтез научного и вненаучного дискурсов понимания неклассической рациональности: исследуют постмодернисткий, лингвистический, экзистенциально – онтологический, естественнонаучный аспекты формирования данного феномена.
Монография предназначена специалистам по философии, истории ...
Добавлено: 8 марта 2017 г.
Монография посвящена эпистемологическим проблемам современной психологии. Авторы проводят мысль о том, что наиболее интересные и перспективные философско-методологические разработки психологической проблематики располагаются в тех ее областях, где «встречаются» теоретическая психология и ее практически ориентированные психотерапевтические направления. Здесь закладываются основы нового концептуального аппарата современной психологии, определяются контуры новой эпистемологической стилистики ее языка. Книга предназначена не только для ...
Добавлено: 8 ноября 2012 г.
Сидорова Л. П., Историческая и социально-образовательная мысль 2013 № 6 С. 224-230
Статья посвящена рассмотрению познавательного аспекта взаимоотношений веры и разума. Предполагается, что противоречия между этими мировоззренческими формами сегодня – это, чаще всего, противоречия отдельных субъектов религиозного и научного мира, которые считают, что существует единственная универсальная модель миропонимания, исключающая все остальные. Диалог религии и науки, веры и рациональности ведет к поливариантному восприятию истины и открывает новые гносеологические ...
Добавлено: 24 октября 2013 г.
Осминская Н. А., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия 2011 № 4 С. 6-20
В статье анализируется эволюция взглядов Г.В. Лейбница на проблему первых истин, могущих послужить основой для построения всеобщей науки. Анализируя ранние сочинения Лейбница по комбинаторике, а также ранние наброски энциклопедических проектов, автор рассматривает влияние на формирование философии Лейбница творчества Р. Луллия, И. Бистерфельда, И.-Г. Алстеда, а также вскрываются аристотелевские истоки предложенной им трактовки соотношения необходимых и ...
Добавлено: 27 ноября 2012 г.
Мишура А. С., Эпистемология и философия науки 2015 № 1 С. 215-231
Статья посвящена исследованию индетерминистических моделей каузальности в аналитической философии действия. В первой и второй частях автор исследует теории Р. Кейна, Д. Деннета, А. Мили и Л Экстром и анализирует имеющиеся в них проблему. В третей части предлагается альтернативная модель описания действия, в которой рациональность действия зависит не от способа его каузального производства, но от телеологической ...
Добавлено: 2 декабря 2014 г.
Левченко Я. С., Логос 2012 № 1 (85) С. 260-269
Статья состоит в размышлениях о фактах и перспективах институционализации семиотики, провозглашавшейся с начала XX века в качестве междисциплинарной страховки от излишне забюрократизированной номенклатуры «традиционных» наук. Неизбежное в логике развития европейской образовательной модели превращение семиотики в предмет систематического преподавания влечет за собой конфликт с лежащей в ее основе либерализующей идеей. ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Алюшин А. Л., Философские науки 2010 № 11 С. 104-115
В статье обсуждается концепция кадров зрительного и слухового восприятия. Исходные идеи этой концепции были выдвинуты А. Бергсоном, впоследствии эта концепция была развита Ф. Варелой. В ходе обсуждения привлекаются новейшие данные нейронаук и когнитивных наук. Автором выдвигается гипотеза о возможности расширения концепции кадров на понимание любой когнитивной деятельности, включая мышление. ...
Добавлено: 12 октября 2012 г.
Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012
В сборнике обсуждаются состояние и перспективы развития отечественной философской мысли, методологические проблемы историко-философской науки, этические, духовно-нравственные аспекты формирования российского социума в условиях глобализации. ...
Добавлено: 29 ноября 2012 г.
Горбатова Ю. В., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2018 Т. 2 № 4 С. 167-178
В этой работе автор анализиурет замечания и идеи своих коллег, высказанные в процессе панельной дискуссии. Работа не подводит итоги, но, скорее, рассматривает вновь открывшиеся перспективы для более глубокого обсуждения и обдумывания тем, заданных фокусной статьей и ответами на нее. ...
Добавлено: 10 января 2019 г.
М. : РОССПЭН, 2012
Монография посвящена 80-летию крупнейшего отечественного философа, специалиста в области эпистемологии, академик РАН В.А. Лекторского. В ней собраны статьи известных отечественных и зарубежных философов и представителей других областей знания, с различных сторон освещающие наиболее актуальные проблемы современной теории познания – проблему природы знания, проблему взаимоотношения его различных типов, его статуса в современной культуре, возможностей его исследования ...
Добавлено: 24 октября 2012 г.
Куренной В. А., Вопросы образования 2010 № 3 С. 48-74
В первой части статьи эксплицируется содержание тезисов Макса Вебера и Льва Толстого о ценностной нейтральности научного знания и университетского преподавания и проводится их сравнительный анализ. Во второй части осуществляется систематическое исследование центральной проблемы Толстого и Вебера - проблемы рационального выбора ценностной установки - и демонстрируется различие предпосылок и выводов их рассуждений. В третьей части дан ...
Добавлено: 18 октября 2012 г.
Зинченко В. П., Культурно-историческая психология 2012 № 1 С. 59-68
В статье рассматривается современное состояние методологии науки применительно к психологии. Показано, что методология настолько развилась и разветвилась, что настала пора разрабатывать ее специальный вид: методологию выбора и применения методологии к частным наукам. Специально выделена роль искусства как своего рода методологии: искусство питает интуицию, а методология дискурсию. В статье также представлена пропедевтика методологической культуры и дана ...
Добавлено: 30 июня 2012 г.
СПб. : Алетейя, 2014
Проблема следования правилу, успевшая, несмотря на свою относительную молодость, войти в число классических философских проблем, не является всего лишь модной философской головоломкой, но стала мощным инструментом прояснения фундаментальных затруднений современной эпистемологии, а также ключом к ретроспективной реконструкции традиционных моделей теоретической и практической рациональности. Проблемой следования правилу принято называть комплекс нетривиальных вопросов, поставленных Людвигом Витгенштейном в ...
Добавлено: 15 июня 2014 г.
Порус В. Н., Вопросы философии 2020 № 6201 С. 201-213
Сюжет книги образован двумя проблемными узлами. Первый из них сплетен
из вопросов о логических основаниях различных цивилизаций и возможностях
рационального контакта-диалога между ними. Обсуждение этих вопросов приводит к выводу о том, что рациональное взаимопонимание между цивилизациями
возможно независимо от того, какие логики преобладают в каждой из них. Рациональность не сводится к соблюдению логических правил, поскольку разум не исчерпывается ...
Добавлено: 19 мая 2020 г.
Тульчинский Г. Л., Философские науки 2014 № 3 С. 54-83
Современность – особенно в ее российских условиях – имеет дело с серьезным цивилизационным вызовом, который в интеллектуальном плане предстает поиском нового типа рациональности, выходящего за рамки ее целевой и ценностной моделей, строящегося на основании меры и гармонии свободы как ответственности. ...
Добавлено: 28 декабря 2014 г.
Коротаев А. В., Вестник Института экономики Российской академии наук 2015 № 1 С. 149-162
В XIX в. произошел скачкообразный рост разрыва по ВВП на душу населения и уровню жизни населения между «первым» и «третьим» миром, получивший в начале 2000-х годов название «Великая дивергенция». В XX в. Великая дивергенция продолжалась вплоть до начала 1970-х годов, а затем, в конце 1980-х годов на смену ей пришла Вели- кая конвергенция, когда темпы ...
Добавлено: 3 декабря 2015 г.
М. : Дело, 2012
Онтология отвечает на вопрос «Что существует?». Авторы сборника исследуют историко-культурные, материальные и социальные контексты, в которых формируются ответы на этот важнейший для естественных и социальных наук вопрос. Сквозная тема сборника – вещи. Именно они представляют собой объекты-гибриды, в которых соединяется природное, социальное и идеальное бытие. Сборник является результатом международного междисциплинарного проекта «Онтология артефактов». ...
Добавлено: 29 октября 2012 г.
Objectivity: A History without a Hero: An Essay Review of Lorraine Daston/Peter Galison: Objectivity
Столярова О. Е., Journal for General Philosophy of Science 2010 Vol. 41 No. 2 P. 395-403
Объективность: История без Героя. Рецензия на книгу Л.Дастон и П. Галисона: Объективность.
Книга Л. Дастон и П. Галисона не из тех, что могут остаться незамеченными. Вышедшая из печати менее двух лет назад, она на сегодняшний день является общепризнанным образцом нового жанра -- междисциплинарных исследований науки и технологии (STS). Выдержавшая многочисленные обсуждения на научных «читающих семинарах» в ...
Добавлено: 9 января 2013 г.
Порус В. Н., Russian Studies in Philosophy 2017 Vol. 55 No. 5 P. 320-335
«Морализм» Льва Толстого – призыв к очищению нравственных универсалий как оснований культуры, в которой нет противоречия между ценностями индивидуальной жизни и ценностями социального «мира». Быть нравственным значит: либо следовать абсолютным моральным требованиям, совершая те или иные поступки, либо ориентироваться на конечные идеальные цели движения, принимая ответственность за отклонения от них и исправляя ошибки. В обоих ...
Добавлено: 10 ноября 2017 г.
Мн. : БГУ, 2012
Добавлено: 9 декабря 2012 г.
М. : РОССПЭН, 2010
Книга посвящена анализу идей Владимира Александровича Смирнова (1931 – 1996), выдающегося отечественного философа и логика, создателя российской логической школы, основателя новых направлений в логике, эпистемологии и философии науки. Авторы книги пытаются реконструировать систему философско-логических идей В.А. Смирнова, а также нарисовать его портрет как человека исключительной нравственной силы, воспитателя нескольких поколений философов и логиков. ...
Добавлено: 29 октября 2012 г.
Савельева И. М., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2011. No. 02.
This study researches some of the most recent theories (elaborated by historians and social scientists) applied to the practice of historical research. The object of this research includes ideas, concepts, notions, methods of scholarly analysis of past social reality, as well as the emergence of new interdisciplinary fields, mutual borrowings and interventions. In this connection, ...
Добавлено: 12 апреля 2012 г.
Горбатов В. В., Горбатова Ю. В., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2013 № 4(24) С. 11-25
В данной статье рассматривается модальная версия онтологического аргумента Ансельма (т.н. «модальный аргумент» Малкольма-Плантинги, или МА) с точки зрения используемых в ней логических средств. В центре внимания оказывается проблема концептуальной связи этих средств с некоторыми неявными допущениями онтологического и эпистемологического характера. ...
Добавлено: 29 сентября 2013 г.
Тульчинский Г. Л., Философские науки 2014 № 10 С. 20-29
Технологическое знание является первичной формой осмысления(постижения), выражая степень и меру постижения этой действительности. В этом плане социальные технологии, выступают выражением зрелости социальных и гуманитарных наук, достижения ими определенной стадии развития, реализующей идею рациональности. Дальнейшей стадией развития знания социальных технологий может быть переход к реализации идеи рациональности не просто как эффективности, а как гармоничной целостности социума. ...
Добавлено: 27 декабря 2014 г.