?
Формирование субъектных качеств как механизм развития способностей учащихся
Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 2011. № 5. С. 181-189.
Дикова М. Д.
В предлагаемой статье представлены результаты исследования субъектных качеств как основы эффективного развития способностей школьников в учебном процессе. Предложен подход к интерпретации понятий субъекта и субъектности, излагаются подходы к разработке частных моделей субъектности, определяющих эффективность различных видов деятельности, представлена модель субъектности, проявляющейся в развитии способностей учащихся, а также результаты её эмпирической проверки. Работа может быть интересна как в теоретическом, так и в конкретном прикладном аспекте. Результаты исследования имеют высокую актуальность для педагогических систем, ориентированных на максимально эффективное развитие учащихся, отбор и послеёующую работу с одаренными детьми.
Ключевые слова: субъектsubjectsubjectivityparametric model of subjectivitysubjective characteristics of educational activitydevelopment of students' abilitiesсубъектностьмалопараметрическая модель субъектностисубъектные характеристики учебной деятельностиразвитие способностей учащихсяпедагогическая психология
Дикова М. Д., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013
В предложенной работе рассматриваются подходы к определению понятий субъект и субъектность, определяются методологические принцыпы разработки теоретических и диагностических конструктов субъектности, рассматриваются возможности содержательного соотнесения категории субъектности и базовых идей субъектно-деятельностного подхода с различными современными направлениями западной психологии, предлагается подход к разработке малопараметрических моделей субъектности. ...
Добавлено: 22 октября 2013 г.
Петровский В. А., Мир психологии. Научно-методический журнал 2015 Т. 3 № 83 С. 14-38
В статье развивается авторская концепция личности как мультисубъектной целостности. Опорное понятие предлагаемой концепции — субъектность. Автор понимает под субъектом бес- конечный источник «могу», пространство потенциального постоянно подтверждаемого и актуа- лизируемого всемогущества (принимается математическая метафора бесконечномерного куба возможностей). Субъектность трактуется как устремленность к новым возможностям, включаю- щим в себя внешние (производимые, присваиваемые) и внутренние (актуализируемые, «высваиваемые») ...
Добавлено: 11 января 2022 г.
Дикова М. Д., М. : На этапе согласования, 2014
Книга посвящена проблеме субъекта и субъектности в современной психологии. В ней рассматриваются теоретико-методологические подходы к определению субъектности в философии и психологии, определяются методологические принципы изучения субъектности, сопоставляются идеи различных направлений российской и зарубежной психологии в контексте проблемы субъектности, рассматривается проблема соотношения индивидных, личностных и субъектных качеств человека. На основе проделанного анализа предлагается концептуальная модель субъектности ...
Добавлено: 23 октября 2013 г.
Данько С. В., Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки 2012 Т. 100 № 1 С. 5-12
В работе рассматривается фундаментальный принцип рационалистической традиции, согласно которому «реальность существует независимо от субъекта». Выявляется парадоксальность этого принципа, некорректность основанных на нем концепций истинности или реальности. Анализ позволяет заключить, что идея «внешней реальности» имеет не дискурсивное, а ценностное, этическое содержание. ...
Добавлено: 6 сентября 2012 г.
Дикова М. Д., На этапе согласования 2014
В статье рассматриваются понятия субъекта и субъектности, раскрываются возможности исследования субъектности в деятельности и поведении, описываются механизмы взаимодействия субъекта со средой. Представленные результаты исследований позволяют определить субъектные качества, обеспечивающие продуктивность жизнедеятельности субъекта. В заключении обсуждаются возможности развития субъектности в различных видах деятельности и повышения эффективности человека при выполнении различных жизненных задач. Статья может быть полезна ...
Добавлено: 24 октября 2013 г.
Шумский В. Б., Вопросы гуманитарных наук 2005 № 5 С. 385-398
Понятие «личность» является ключевым для теории и практики психологического консультирования и психотерапии. Работа психолога, направленная на решение «личностных проблем», на «личностное развитие», очевидно, связана с тем, что именно имеется в виду под личностью. Эти представления имплицитно и эксплицитно определяют как форму взаимоотношений психолога с клиентом, так и содержание работы с ним. Настоящая статья является попыткой ...
Добавлено: 8 декабря 2012 г.
Левин С. М., Эпистемология и философия науки 2013 Т. XXXVIII № 4 С. 104-116
В статье поднят вопрос о том, на какой вид объектов мы указываем, когда используем личные местоимения и имена собственные. Автор систематизирует наиболее известные теории тождества личности в соответствии с тем типом предметов, в зависимости от которого, согласно теории, находится тождество нашей личности. Демонстрируются затруднения, к которым приводят попытки приравнять сущность, которую мы называем «я», к ...
Добавлено: 4 января 2014 г.
Серкин В. П., Вестник Северо-Восточного государственного университета 2010 Т. 14 С. 62-70
Проблемы разработки теории сознания. Авторская теория сознания как системы деятельностей субъекта ...
Добавлено: 16 июня 2014 г.
Орлов А. Б., Орлова Н. А., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2015 Т. 12 № 2 С. 7-29
В статье дискутируется «персонологический проект» развития психологии, предложенный Вадимом Артуровичем Петровским и Еленой Борисовной Старовойтенко. Выявляются и эксплицируются внутренние противоречия и недостатки данного проекта, главными из которых оказываются «бессистемность», хаотичность и синкретичность концептуального аппарата и «бесчеловечность», редукция человека до личности, а личности до персоны. Авторы статьи полагают, что персонология невозможна как интеграция разных парадигм, но ...
Добавлено: 3 октября 2015 г.
Винкельман А. М., Человек 2020 Т. 31 № 1 С. 23-44
Рассматривается проблема субъекта — одна из главных, но еще не разрешенных проблем философии. Предпринимается попытка совместить представление о невыразимом, трансцендентальном Я с эмпирическим субъектом (телесность, психическая жизнь, характер и т.д.). Философии до сих пор так и не удавалось убедительно разрешить этот вопрос: чтобы сохранить трансцендентальное Я, всегда приходилось жертвовать его нерасторжимой связью с Я эмпирическим, ...
Добавлено: 24 мая 2020 г.
Зинченко В. П., Человек 2011 № 4 С. 5-20
Анализируются многозначные термины субъект, индивид, личность и образуемые из них синкреты, например, субъектность личности и т.п. Реконструируется трактовка этих терминов Г.Г. Шпетом, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, А.Н. Леонтьевым и др. Утверждается, что главным предметом психологического исследования является индивидуальность. В онтологическом плане от нее возможны два пути: вниз - к субъекту, - функции или к коллекции ...
Добавлено: 15 декабря 2012 г.
Белецкий А. П., Шумский В. Б., Экзистенциальный анализ 2014 № 6 С. 139-166
В контексте проблемы человеческого «Я» представлены результаты исследования осознанных сновидений как разновидности измененных состояний сознания, в которых человек переживает себя источником автономной произвольной активности. Обосновывается, что «чувство собственного Я» и основанная на нем субъектность человека представляют собой не только выработанные на определенном этапе историко-культурного развития европейского человека понятийные конструкты, но и эмпирические факты, проявление которых ...
Добавлено: 27 января 2015 г.
Исаева А. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2015 Т. 83 № 3 С. 161-173
Данная статья посвящена раскрытию идеи отношения личности к оппозициям в качестве «жизненной способности» (К.А. Абульханова) субъекта. В статье намечаются варианты решения трех методологических проблем. Во-первых, это проблема «связи личности с жизнью» (Е.Б. Старовойтенко), осуществляемой посредством субъектного отношения к оппозициям. Во-вторых, это проблема становления субъекта в его отношении к оппозициям. И, в-третьих, это проблема соотнесения идеи ...
Добавлено: 5 ноября 2015 г.
Дикова М. Д., В кн. : Перспективные направления психологической науки. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 204-231.
В предлагаемой статье рассматриваются перспективы и возможные подходы к разработке малопараметрических моделей субъектности в психологии. В ней освещаются три основных аспекта поставленной проблемы, связанных с необходимостью поуровневого и поэтапного анализа изучаемого явления: теоретическое моделирование общей структуры субъектности, разработка частных малопараметрических моделей субъектности, проявляющейся в конкретных видах деятельности, и экспериментальная проверка полученных частных моделей с последующим ...
Добавлено: 7 октября 2012 г.
Обухов А. С., Исследователь/Researcher 2020 Т. 31 № 3 С. 6-12
Вступительная статья в номер журнала «Исследова- тель/Researcher», в котором ключевой темой выступает дости- жение цели и выбор, рассматриваются практики реализации исследовательской деятельности учащихся от детского сада до колледжа, представлены концепции и описана практика вовлечения учащихся в решение задач открытого типа на местности. ...
Добавлено: 20 декабря 2020 г.
Фам А. Х., Леонтьев Д. А., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2013 № 2 С. 93-105
В статье представлено исследование процесса выбора и параметров его субъективного конструирования в реальных ситуациях разного уровня значимости. Проводится сравнение качественных и количественных особенностей ситуаций «судьбоносного» (С) и «повседневного» (П) выбора. В каждой из ситуаций выявляется связь качественных параметров деятельности выбора с устойчивыми особенностями личности. Предпринимается попытка выделения различных типов деятельности выбора в данных ситуациях. Результаты, ...
Добавлено: 16 ноября 2013 г.
Фам А. Х., Леонтьев Д. А., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2013 № 1 С. 84-96
В статье представлено исследование процесса выбора и параметров его субъективного конструирования в реальных ситуациях разного уровня значимости. Проводится сравнение качественных и количественных особенностей ситуаций «судьбоносного» и «повседневного» выбора, выявляется связь качественных параметров деятельности выбора в каждой из ситуаций с устойчивыми особенностями личности, предпринимается попытка выделения различных типов деятельности выбора в данных ситуациях. Полученные результаты позволяют ...
Добавлено: 16 ноября 2013 г.
Орлов А. Б., Орлова Н. А., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 № 1 С. 32-44
В связи с развитием современных технологий, которые претендуют на изменение не только внешнего, но и внутреннего мира человека, его субъективности, вопрос: «Что такое человек?» - из отвлеченного философского становится практическим и, как никогда ранее, актуальным. В качестве гипотетического ответа на этот вопрос, с опорой на философскую, психологическую и психотерапевтическую традиции, системно рассматривается субъектность человека и ...
Добавлено: 8 декабря 2012 г.
Болотова А. К., Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Психологические науки: Акмеология образования, Гендерная психология 2010 Т. 16 № 3 С. 214-218
Статья посвящена проблеме самораскрытия личности как потенциальной готовности к активной самореализации учителя в педагогическом процессе. Рассматривается феноменология самораскрытия и его социально-психологическое содержание. В статье указаны позитивные и негативные последствия самораскрытия в общении; обсуждаются временные границы и своевременность самораскрытия в условиях различных межличностных взаимодействий и их влияние на создание атмосферы психологической безопасности, понимания и принятия, доверия ...
Добавлено: 5 октября 2012 г.
Этко Е. А., Орлов А. Б., Вопросы психологии 2016 № 1 С. 123-134
Обсуждается субъектность как свойство индивида, обнаруживающее себя в персонализации и персонификации как диаметрально противоположных процессах актуалгенеза личности человека. Выдвигается предположение о представленности данных процессов в речи. Представлены результаты эмпирического исследования смысловых полей и речевых маркеров процессов персонализации и персонификации. Операционализированы смысловые поля «Быть личностью» (персонализация) и «Быть собой» (персонификация). Показано, что у испытуемых мужчин, для ...
Добавлено: 17 апреля 2016 г.
Pertseva Alina, Bulletin d’analyse phénoménologique 2017 Vol. XIII No. 2 P. 413-432
Добавлено: 25 сентября 2017 г.
Станковская Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 Т. 80 № 4 С. 97-106
В статье предпринята попытка осмысления феномена «взгляда» в контексте новой персонологии (В.А. Петровский, Е. Б. Старовойтенко). Показано, что взгляд является одновременно выражением отношения и формой присутствия Другого в жизненном мире личности. На основе работ Ж.-П. Сартра, В.А. Петровского, М.М. Бахтина, Е.Б. Старовойтенко, А. Лэнгле, М. Уайта осуществлена реконструкция «любящего» и «деструктивного» взглядов; описана соответствующая им ...
Добавлено: 9 марта 2015 г.
Сочи : СГУТиКД, 2010
Концептуальной идеей проведения конференции и отбора материала для сборника явилось изучение и развитие инновационных подходов в экспериментальной психологии, психологии общих способностей, экзистенциальной психологии, психологии семьи, разрабатываемых В.Н. Дружининым. Сборник материалов конференции подразумевает раскрытие содержания новых идей и результатов исследования в рамках таких областей психологической науки как: общая психология, экспериментальная психология, возрастная психология и акмеология, прикладная ...
Добавлено: 15 ноября 2012 г.