Статья
Опыт привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов в российские вузы
Авторы рассматривают инициативы, предпринятые Правительством РФ в последние годы, направленные на привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов для работы в российских вузах. Отмечены трудности, с которыми сталкиваются вузы и приглашённые специалисты в процессе трудоустройства и последующего пребывания в России. Приведены практики привлечения иностранных научно-педагогических работников в зарубежных странах.
В сборник, подготовленный в рамках проекта "Организационное, методическое и аналитическое сопровождение формирования сети федеральных университетов", по заказу Федерального агентства по образованию РФ, вошли статьи участников конференции «Формирование сети федеральных университетов: ключевые подходы и принципы», 23-24 октября 2008 г., г. Москва.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году. Тест организует Организация экономического сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров. Руководит работой консорциума Австралийский Совет педагогических исследований (ACER) при активном содействии Нидерландского Национального Института Педагогических Измерений (CITO), Службы педагогического тестирования США (ETS), Национального института исследований в области образования (NIER) в Японии; Вестат США (WESTAT) и других авторитетных в мире образования организаций.
Книга Бориса Старцева «Хроники образовательной политики: 1991–2011» представляет собой летопись модернизации российской средней и высшей школы с 1991 по 2011 год с экономической точки зрения. События увидены глазами журналиста и представлены как последовательность решений ответственных лиц. Реформа описывается именами министров и высших чиновников, лишь изредка мелькают мнения и имена педагогов. Ценность книги – в целостности рассказа о процессе, преодолевшем уже не одну модификацию.
В работе описаны и использованы на практике (на основе данных Российского мониторинга экономического состояния и здоровья населения 2000-2006 гг.) несколько методик проверки гипотез скрининга. Проведенный анализ не противоречит предположению о том, что для отдельных видов занятости образование является лишь фильтром способностей обучающихся. Пройдя этот фильтр, выпускник получает сертификат, который в дальнейшем может быть использован в качестве сигнала на рынке труда. В работе также показано, что с ростом внутрифирменного стажа последствия использования таких сигналов у женщин ослабляются гораздо слабее, чем у мужчин.
В работе на основе данных «Российского мониторинга экономического состояния и здоровья населения» (РМЭЗ) 2000-2005 гг. выполнена проверка гипотез скрининга. Предложена простая теоретическая модель, поясняющая идею эмпирического исследования. На основе оценок уравнений доходов Минсеровского типа показано, что группы занятых, подверженные скринингу с использованием образовательных сигналов, имеют более высокую отдачу от образования в терминах доходов по сравнению с лицами, не подверженными скринингу, при прочих равных условиях. Результаты проведенного исследования подтверждают наличие сигнальной роли образования на российском рынке труда. В то же время, проведенный анализ не противоречит предположению о том, что для отдельных видов занятости образование не повышает человеческий капитал обучающихся, не повышает их производительность, и является чисто формальным фильтром их способностей.
В коллективной монографии представлены практические и теоретические материалы, посвященные инновационной деятельности в системе образования.
Излагаются взгляды на роль и содержание математического образования в современном обществе как на реальные основные факторы формирования структуры общества.
Статья посвящена рассмотрению науки, образования и бизнеса как ключевых институциональных агентов формирования гражданской идентичности в современном обществе. Выявлена специфика гражданской идентичности как субъект-объектного взаимодействия индивида и государства, определены предпосылки диверсификации государственной власти в поле формирования гражданской идентичности.
Большую часть ХХ в. исландская экономика демонстрировала относительно высокие темпы роста. Сами исландцы склонны видеть основу своего благополучия в наследии переселенцев из Норвегии, которые еще в Х в. особым законом закрепили права собственности на открытые ими новые земли. С середины ХIII в. страна не знала войн и кровопролития. Напротив, годы Второй мировой войны совпали с периодом относительного процветания исландской экономики, а военная база НАТО, размещенная здесь во времена холодной войны, давала работу двум тысячам ис- ландцев и вносила ощутимую прибавку в бюджет страны. Определяющими в регулировании экономики были меры по преодолению последствий природных катаклизмов - извержений вулканов, эпидемий и т.п. С включением страны в мировое хозяйство к неблагоприятным природным факторам постепенно присоединились и экономические риски. Страна пережила несколько волн эмиграции и ряд серьезных финансовых потрясений, что определяло понимание ценностей устойчивой модели развития. Сегодня этот экономический императив исландцы вновь познали на собственном печальном опыте. Выросшие на сомнительной финансовой почве исландские банки в одночасье рухнули в октябре 2008 г., хотя еще за месяц до кризиса показывали прибыль. Встряску получила и вся экономика в целом, а главное - изменилось мироощущение самих исландцев. Происходивший в 2000-2008 гг. рост банковских активов, резкое увеличение заграничных инвестиций и последовавший коллапс, спровоцированный мировым кризисом, сделал Исландию хрестоматийным образцом финансового пузыря. Вместе с тем на ее примере кризис обнажил фундаментальные проблемы мировой экономики. Речь идет об устойчивом развитии малых стран, о выборе ими стабильной экономической модели, о преимуществах и рисках независимой денежной политики, о векторе развития моносырьевых экономик. Кризис поставил задачу создания новой модели для послекризисного развития Исландии. Ее предстоит решать правительству социал-демократов и левых "зеленых", которое на волне народного недовольства пришло в начале 2009 г. на смену коалиции, управлявшей страной до этого три десятилетия.
Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.
Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология
В статье проанализированы последствия гайдаровских реформ для России.