?
Реализм в метафизике: о том, что существует иначе
Analytica. 2011. № 5. С. 36-56.
Левина Т. В.
В статье обсуждаются концепции существования в аналитической философии, в большей или меньшей степени критикующие концепцию Куайна, представленную в его статье “О том, что есть” (1948). Анализируются концепции возможных миров, универсалий, несуществующих объектов и фундаментальных оснований (иерархической структуры), обращающихся к классической и феноменологической философии.
Ключевые слова: аналитическая философияиерархияфеноменологиявозможные мирынесуществующие объектысуществованиеуниверсалиифундаментальные основания
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Левина Т. В., Молодой ученый 2010 № 12 С. 126-130
Статья о современной метафизике в аналитической философии, в которой происходит переход к классическим проблемам философии, ее истоках, находимых в 1970-80 гг. ...
Добавлено: 11 июля 2012 г.
Бирюков Д. С., Государство, религия, церковь в России и за рубежом 2015 Т. 2 № 33 С. 287-299
В статье прослеживается, как тема иерархии причаствующих, заданная Дионисием Ареопагитом на основе неоплатонической тетрады Благо–Бытие–Жизнь–Ум, и, как предполагается, учения об иерархии природного сущего у Григория Нисского, получила развитие в доктринах Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина. Рассматриваются 7-я и 24-я «Амбигва» и «Главы о любви», 3.24–25, Максима и 86-я глава «Точного изложения веры» Дамаскина, и анализируется, ...
Добавлено: 26 октября 2016 г.
Гурвич А., Социология власти 2014 № 1 С. 129-162
В данном фрагменте своей центральной работы «Поле сознания» Арон Гурвич излагает концепцию порядков существования. Ключевым предметом внимания в этой концепции является помещенность любого объекта в бесконечно протяженный контекст. Критикуя теорию конечных областей смысла Альфреда Шюца, Гурвич показывает, что помимо анализа способов отношения к миру в естественной установке и производных от нее миров необходимо рассмотреть, как ...
Добавлено: 22 мая 2014 г.
Горбатова Ю. В., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2012. No. 09.
This article deals with the concept of omnipotence, which is very important for contemporary analytic philosophy of religion. Within the analytic tradition it is usual to show an apparent tension between God’s omnipotence and other divine attributes. In response, some authors have proposed their own ideas on how the classical problems of omnipotence can be ...
Добавлено: 30 апреля 2013 г.
Небольсин Д. И., Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке 2017 № 3 (41) С. 126-132
В статье анализируются ключевые аспекты предложенной П. Кроутером теории, объединяющей интерес к семантике и структуре изобразительной репрезентации с оригинальными тезисами об онтологической, телесной и темпоральной специфике изображений. Несмотря на ряд спорных моментов (эссенциализм и отвержение историзма, последовательная ориентированность на нормативную эстетику, общий теоретический эклектизм), эта концепция может рассматриваться в качестве примера продуктивности взаимодействия достижений аналитической ...
Добавлено: 28 января 2018 г.
Рябушкина Т. М., Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия 2014 Т. 12 № 4 С. 24-30
Классический поиск оснований сознательного опыта, осуществляемый посредством рефлексии, приводит к полаганию двух фундаментальных характеристик сознания – временности (сознание есть поток) и субстанциональности (нечто устойчивое противостоит временным изменениям). Эти характеристики являются основаниями лабиринта Юма, составляют основу кантовского априоризма. Феноменология не принимает классического решения ввиду его формального характера и пытается обнаружить основание сознания в нем самом как ...
Добавлено: 6 декабря 2014 г.
Кирсберг И. В., Философия и культура 2012 № 11 С. 29-38
В первой части статьи обосновано понимание богословия как не науки: по феноменологически выявляемым особенностям чувства в отличие от мышления показано ценностное, а не познавательное качество богословия. По особенностям взаимодействия чувства и мышления, соответственно с различением видов соподчинения ценности и знания, показана неоднородность богословия как дисциплины – с преобладанием ценностного. Таким же образом предусмотрено религиоведение – ...
Добавлено: 31 января 2013 г.
Чернавин Г. И., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2020 Т. 21 № 1 С. 73-82
В работах Я. С. Друскина проводится то, что сам автор называет «радикальной феноменологической редукцией» к «внутреннему молчанию», которая, по его утверждению, позволяет агенту такой радикальной редукции «быть ничем». При этом Я. C. Друскин делает важную оговорку: его интересует «феноменологическая редукция, если она действительно есть…», т. е. ее существование не гарантировано. Такая оговорка придает «радикальной феноменологической ...
Добавлено: 17 марта 2021 г.
Бирюков Д. С., Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем (исследования и переводы) 2014 № 2 С. 221-250
Я показываю, что в рамках учения свт. Григория Нисского развиваются две стратегии построения иерархии сущего: стратегия, предполагающая родовидовые разделения и «все существующее» в качестве вершины иерархии, и стратегия, предполагающая в качестве вершины нетварную природу. Далее я исследую тему иерархии сущего, развиваемую свт. Григорием в 8-й гл. трактата «Об устроении человека» согласно первой из различенных мною ...
Добавлено: 26 октября 2016 г.
Чернавин Г. И., Horizon. Феноменологические исследования 2013 Т. 2 № 1 С. 28-47
В этой статье рассматриваются проблематика имманентной телеологии опыта в рамках трансцендентальной феноменологии, в том числе такие проблемы как наполнение интенции, адекватная очевидность, импликации разума в опыте. Отдельное внимание уделяется тематике Вещи, которая рассматривается как «регулятивная идея» и как τέλος. В статье также обсуждается синтез согласованности опыта и мысленный эксперимент по нарушению согласованности. В заключение будут ...
Добавлено: 14 октября 2014 г.
Бирюков Д. С., Schole. Философское антиковедение и классическая традиция 2015 Т. 9 № 2 С. 339-349
Дебаты об универсалиях во второй половине IV в. по Р. Х. были вызваны спецификой переосмысления понятия единосущия в трактате «Против Евномия» Василия Кесарийского, написанного в качестве ответа на «Апологию» Евномия. Василием было предложено понимание «единосущия» в «горизонтальном» смысле общности Бога-Отца и Сына, т.е. общности, рассматриваемой наподобие общего для индивидов вида. Я показываю, что эта доктрина ...
Добавлено: 26 октября 2016 г.
Селларс У., СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2021
«Эмпиризм и философия сознания», самая важная работа крупнейшего американского философа XX века Уилфрида Селларса (1912–1989), представляет собой краткое изложение всей его философской системы и одновременно является ключевым документом в истории философии. Впервые опубликованная в виде эссе в 1956 году, она привела к кардинальным изменениям в аналитической философии, оборвав ту связь — в виде учения о ...
Добавлено: 5 февраля 2021 г.
СПб. : Алетейя, 2013
В сборнике представлены результаты исследований проблематики трансцендентного в современной философии, а также объяснение контекстов, которые возрождают эту проблему, несмотря на серьезную критику как данного понятия, так и этой онтологической схемы. В нём проводится всестороннее и аргументированное обоснование актуальности критики, а также реставрации трансцендентного в рамках наиболее влиятельных контекстов современной философии, таких как аналитическая философия, феноменология, философия пост-структурализма. ...
Добавлено: 17 ноября 2013 г.
Шнитке Е. Л., Вопросы языкознания 2020 № 3 С. 26-51
В работе исследуется вариативность глагольных временных форм в сентенциальных актантах, подчиненных глаголу в прошедшем времени и выражающих одновременный таксис с матричной клаузой. Одним из решающих факторов, влияющих на выбор временной формы, в литературе называется обычно принадлежность матричного глагола к тому или иному семантическому классу. В частности, считается, что глаголы речи не терпят прошедшего времени в ...
Добавлено: 23 октября 2019 г.
Малинкин А. Н., Вопросы философии 2015 № 11 С. 175-186
В фокусе сравнительного анализа – две фундаментальные проблемы методологий М. Шелера и К. Манхейма: обоснование нового социоцентрического способа мышления, представленного в социологии знания, и проблема объективности познания, связанная с отражением угрозы релятивизма. При различиях в базовых предпосылках и путях решения указанных проблем в воззрениях двух мыслителей обнаруживаются неожиданные существенные сходства. Они дают основания для изменения ...
Добавлено: 3 марта 2016 г.
Волков Д. А., Трансцендентальный журнал 2023 Т. 4 № 3
Вводная статья к переводу статьи Роберта Ханны "Кант в XX столетии" содержит изложение основной концепции автора и ее же критику ...
Добавлено: 22 ноября 2023 г.
Макеева Л. Б., Эпистемология и философия науки 2010 Т. 25 № 3 С. 42-57
В аналитической философии 20-го века был разработан новый подход к онтологическим исследованиям, основанный на анализе языка. Основная цель этого подхода состоит в том, чтобы выявить те категории языковых выражений, которые несут так называемую онтологическую нагрузку, т.е. используются для обозначения разных видов сущего. В результате в центре внимания оказывается понятие референции как отношение, связывающее то или ...
Добавлено: 20 октября 2012 г.
Порус В. Н., Философские науки 2019 Т. 62 № 3 С. 7-24
В статье показано, что философская антропология претерпевает радикальный концептуальный сдвиг, вызванный трагическим опытом ХХ века. Так, экзистенциальная антропология полагает особый тип коммуникации в «пограничных ситуациях» (К. Ясперс), когда люди раскрываются в своей «подлинности», а рутинные формы приспособления к реальности обесцениваются. В «экзистенциальной коммуникации» проявляется сущность человека как средоточие разумной, здоровой и доброй воли к жизни. ...
Добавлено: 27 июня 2019 г.
Бирюков Д. С., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2018 Т. 2 № 1 С. 52-70
В статье производится анализ использования Оригеном концепта причастности. Различаются два магистральных дискурса причастности у Оригена: природный и индивидуальный. В рамках дискурса природной причастности различаются четыре линии. Это: (1) линия П1, предполагающая порядок природных причастностей видов тварного сущего к Лицам Троицы; в рамках этого дискурса Бог-Отец и Сын выступают
в роли универсальных причаствуемых причин для сущих. (2) Линия П2, предполагающая, ...
Добавлено: 10 июня 2019 г.
Углева А. В., Философские науки 2010 № 7 С. 40-49
Статья является введением в творчество малоизвестного в России выдающегося современного французского философа-феноменолога и теолога Жана-Люка Мариона, с именем которого связан «теологический поворот во французской феноменологии». Она предваряет публикацию перевода статьи Мариона «Некоторые правила в истории философии», поэтому акцент в ней сделан на историко-философских и теологических исследованиях французского мыслителя и на значении феноменологического метода для его ...
Добавлено: 12 октября 2012 г.
СПб. : Алетейя, 2012
Попытки философского осмысления проблем языка, мышления и культуры объединяют представителей самых различных школ и направлений социально-гуманитарной мысли. Возникающие здесь сложные и многоуровневые взаимосвязи, характеризающие символическое измерение бытия человека и культуры, образуют проблемное поле, чрезвычайно актуальное не только для лингвистики и культурологии, но и для широкого круга гуманитарных дисциплин.
В этой связи представляется интересным очертить панораму вопросов, ...
Добавлено: 25 октября 2012 г.
Мирошниченко М. Д., Философские науки 2020 Т. 63 № 4 С. 46-63
Статья посвящена реконструкции обсервационной философии Александра Пятигорского в контексте противостояния двух версий трансцендентального проекта человека в мире. Первый проект акцентирует внимание на инвариантной, функциональной организации познающих систем, абстрагируясь от телесной, аффективной и феноменологической реализации этой организации. Второй, напротив, делает основную ставку на феноменологической перспективе опыта данности, всегда уже зависящего от того, чей это опыт и ...
Добавлено: 26 января 2020 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2017 Т. 17 № 4 С. 7-23
Восприятие познающим субъектом независящей от него реальности, несмотря на историческое первенство и соответствие интуиции обыденного сознания, в процессе развития феноменологической теории познания утрачивает значение источника новизны содержаний сознания и основы всякого приобретенного знания. Основанием отрицания восприимчивости является невозможность установления соответствия между несвязанными чувственными данными и понятиями, выполняющими функцию единства. Полагание исходных связей результатов восприимчивости также ...
Добавлено: 8 июня 2017 г.