?
Порядки существования
Социология власти. 2014. № 1. С. 129-162.
Гурвич А.
Переводчик: Корбут А. М.
В данном фрагменте своей центральной работы «Поле сознания» Арон Гурвич излагает концепцию порядков существования. Ключевым предметом внимания в этой концепции является помещенность любого объекта в бесконечно протяженный контекст. Критикуя теорию конечных областей смысла Альфреда Шюца, Гурвич показывает, что помимо анализа способов отношения к миру в естественной установке и производных от нее миров необходимо рассмотреть, как конституируется тот или иной мир в его единстве и целостности. С точки зрения Гурвича, каждый порядок существования получает единство благодаря специфическому для него принципу релевантности, функцию которого в мире реальности выполняет объективированное время.
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Павлов И. И., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2018 Т. II № 4 С. 51-89
В статье анализируются трансформации, которые претерпевает феноменология смерти М. Хайдеггера в работах В. В. Бибихина. Для этого феноменология смерти Бибихина рассматривается в контексте онтологии времени, представленной в лекционном курсе «Пора» и существенно отличающейся от темпоральной структуры «Бытия и времени». Главным отличием становится сближение в «Поре» прошлого и будущего, каждое из которых дано человеку как та ...
Добавлено: 3 января 2019 г.
Schnell A., Sallis J., Murakami Y. и др., Leiden : Brill, 2016
Добавлено: 21 октября 2015 г.
Schnell A., HORIZON. Феноменологические исследования 2012 Т. 1 № 2 С. 135-168
Представленный здесь перевод соответствует заключительной главе третьего раздела (С) книги «Время и феномен», которая называется «“Протопроцесс” и двойная наполняюще-опустошающая интенциональность в Бернаусских рукописях». В этой главе Александр Шнелль рассматривает рукописи Эдмунда Гуссерля по проблеме внутреннего сознании времени 1917/18 годов. ...
Добавлено: 24 ноября 2014 г.
Левина Т. В., Analytica 2011 № 5 С. 36-56
В статье обсуждаются концепции существования в аналитической философии, в большей или меньшей степени критикующие концепцию Куайна, представленную в его статье “О том, что есть” (1948). Анализируются концепции возможных миров, универсалий, несуществующих объектов и фундаментальных оснований (иерархической структуры), обращающихся к классической и феноменологической философии. ...
Добавлено: 11 июля 2012 г.
Schnell A., HORIZON. Феноменологические исследования 2013 Т. 2 № 1 С. 131-165
Представленный здесь перевод соответствует заключительной главе третьего раздела (С) книги «Время и феномен», которая называется «“Протопроцесс” и двойная наполняюще-опустошающая интенциональность в Бернаусских рукописях». В этой главе Александр Шнелль рассматривает рукописи Эдмунда Гуссерля по проблеме внутреннего сознании времени 1917/18 годов. ...
Добавлено: 24 ноября 2014 г.
Чернавин Г. И., Horizon. Феноменологические исследования 2012 Т. 1 № 1 С. 76-95
В статье рассматриваются содержательная и методологическая функции «исходного (живого) настоящего» в поздней феноменологии Гуссерля. В первой части статьи тематизируются трансцендентальное бытие как «конкретное прото-живое настоящее» и трансцендентальная жизнь как «гераклитово текущее настоящее». Во второй части рассматривается роль исследования живого настоящего в ситуации феноменологической смены установки. В заключении рассматривается первичный факт «живого настоящего» и ситуация «само-обнаружения» ...
Добавлено: 13 октября 2014 г.
Корбут А. М., Социология власти 2014 № 1 С. 10-30
Статья посвящена проблеме привычек и возможностям их феноменологического описания. Проблема привычки является ключевой для феноменологии и социологии как наук о само собой разумеющемся повседневном мире. Необходимость обращения к феноменологическому пониманию привычки обусловлена тем, что в социологии это понятие было вытеснено на концептуальную периферию, в то время как в феноменологии интерес к привычке как предмету описания ...
Добавлено: 22 мая 2014 г.
Кирсберг И. В., Философия и культура 2012 № 11 С. 29-38
В первой части статьи обосновано понимание богословия как не науки: по феноменологически выявляемым особенностям чувства в отличие от мышления показано ценностное, а не познавательное качество богословия. По особенностям взаимодействия чувства и мышления, соответственно с различением видов соподчинения ценности и знания, показана неоднородность богословия как дисциплины – с преобладанием ценностного. Таким же образом предусмотрено религиоведение – ...
Добавлено: 31 января 2013 г.
Амелина Я. И., История философии 2020 Т. 25 № 1 С. 85-94
В данной статье предпринимается попытка теоретической реконструкции историко-философской концепции выдающегося испанского мыслителя Хавьера Субири (1898‒1983) на базе ключевых работ, дающих представление о его самобытном взгляде на развитие всей европейской философии. С этой целью мы обращаемся к трудам, изданным как при жизни автора, так и выходящим из печати по сей день. Субири удалось рассмотреть практически все ...
Добавлено: 14 июля 2020 г.
Гуссерль Э., HORIZON. Феноменологические исследования 2013 Т. 2 № 1 С. 118-130
Текст № 13, озаглавленный издателями «Предотвращение бесконечного регресса в конституировании времени посредством указания на ретенциальную обратную отсылку время-конституирующего сознания к себе самому», наряду с текстами № 9–12 входит в раздел III. («К вопросу о применении модели содержания и схватывания при анализе исходного сознания-времени, а также к вопросу об опасности бесконечного регресса») XXXIII тома Гуссерлианы.8 Данный ...
Добавлено: 24 ноября 2014 г.
Добавлено: 21 марта 2013 г.
Крючкова С. Е., Научные труды Московского гуманитарного университета 2018 № 2 С. 63-72
В статье исследуется эвристический потенциал феноменологии Э. Гуссерля для решения проблемы Другого (другого Я), которая имеет важное значение для построения общей теории аргументации. ...
Добавлено: 26 июня 2018 г.
Мирошниченко М. Д., Философские науки 2020 Т. 63 № 4 С. 46-63
Статья посвящена реконструкции обсервационной философии Александра Пятигорского в контексте противостояния двух версий трансцендентального проекта человека в мире. Первый проект акцентирует внимание на инвариантной, функциональной организации познающих систем, абстрагируясь от телесной, аффективной и феноменологической реализации этой организации. Второй, напротив, делает основную ставку на феноменологической перспективе опыта данности, всегда уже зависящего от того, чей это опыт и ...
Добавлено: 26 января 2020 г.
Углева А. В., Философские науки 2010 № 7 С. 40-49
Статья является введением в творчество малоизвестного в России выдающегося современного французского философа-феноменолога и теолога Жана-Люка Мариона, с именем которого связан «теологический поворот во французской феноменологии». Она предваряет публикацию перевода статьи Мариона «Некоторые правила в истории философии», поэтому акцент в ней сделан на историко-философских и теологических исследованиях французского мыслителя и на значении феноменологического метода для его ...
Добавлено: 12 октября 2012 г.
Порус В. Н., Философские науки 2019 Т. 62 № 3 С. 7-24
В статье показано, что философская антропология претерпевает радикальный концептуальный сдвиг, вызванный трагическим опытом ХХ века. Так, экзистенциальная антропология полагает особый тип коммуникации в «пограничных ситуациях» (К. Ясперс), когда люди раскрываются в своей «подлинности», а рутинные формы приспособления к реальности обесцениваются. В «экзистенциальной коммуникации» проявляется сущность человека как средоточие разумной, здоровой и доброй воли к жизни. ...
Добавлено: 27 июня 2019 г.
СПб. : Алетейя, 2012
Попытки философского осмысления проблем языка, мышления и культуры объединяют представителей самых различных школ и направлений социально-гуманитарной мысли. Возникающие здесь сложные и многоуровневые взаимосвязи, характеризающие символическое измерение бытия человека и культуры, образуют проблемное поле, чрезвычайно актуальное не только для лингвистики и культурологии, но и для широкого круга гуманитарных дисциплин.
В этой связи представляется интересным очертить панораму вопросов, ...
Добавлено: 25 октября 2012 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2017 Т. 17 № 4 С. 7-23
Восприятие познающим субъектом независящей от него реальности, несмотря на историческое первенство и соответствие интуиции обыденного сознания, в процессе развития феноменологической теории познания утрачивает значение источника новизны содержаний сознания и основы всякого приобретенного знания. Основанием отрицания восприимчивости является невозможность установления соответствия между несвязанными чувственными данными и понятиями, выполняющими функцию единства. Полагание исходных связей результатов восприимчивости также ...
Добавлено: 8 июня 2017 г.
Карпухин И. Н., Кораблин Ю. П., Незнанов А. А., Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы 2012 № 5 С. 16-21
Рассмотрены основные подходы к решению классических задач имитационного моделирования и модели времени: дискретно-событийное и непрерывное моделирование, а также моделирование Монте-Карло. Обсуждаются их основные положения, преимущества, недостатки и конкретные реализации. На основе проведенного исследования показано место оригинального программного средства G-IPS Ultimate в ряду других программных продуктов для решения учебных и прикладных задач имитационного моделирования. ...
Добавлено: 21 сентября 2012 г.
Малинкин А. Н., Вопросы философии 2015 № 11 С. 175-186
В фокусе сравнительного анализа – две фундаментальные проблемы методологий М. Шелера и К. Манхейма: обоснование нового социоцентрического способа мышления, представленного в социологии знания, и проблема объективности познания, связанная с отражением угрозы релятивизма. При различиях в базовых предпосылках и путях решения указанных проблем в воззрениях двух мыслителей обнаруживаются неожиданные существенные сходства. Они дают основания для изменения ...
Добавлено: 3 марта 2016 г.
Чернавин Г. И., Horizon. Феноменологические исследования 2013 Т. 2 № 1 С. 28-47
В этой статье рассматриваются проблематика имманентной телеологии опыта в рамках трансцендентальной феноменологии, в том числе такие проблемы как наполнение интенции, адекватная очевидность, импликации разума в опыте. Отдельное внимание уделяется тематике Вещи, которая рассматривается как «регулятивная идея» и как τέλος. В статье также обсуждается синтез согласованности опыта и мысленный эксперимент по нарушению согласованности. В заключение будут ...
Добавлено: 14 октября 2014 г.
Калугин Д. Я., Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik 2018 № 4 С. 110-122
Статья посвящена анализу изменений понятия времени в русской культуре второй половины XVIII - первой половины XIX вв. Анализируются феномен досуга и рассматриваются основные формы его заполнения. ...
Добавлено: 7 ноября 2017 г.
Сунгуров А. Ю., СПб. : Алетейя, 2016
В монографии представлены основные взгляды современной науки на природу времени, а также варианты понимания феномена времени для различных уровней мира природы, жизни и общества. Рассмотрены подходы к пониманию времени в науках о природе: физическое или астрономическое время, геологическое и биологическое время; времени в науках о человеке и обществе: психологическое, историческое и социальное время. Далее в ...
Добавлено: 23 февраля 2017 г.
Berlin, Brux., Oxford, Wien, Frankfurt am Main, NY, Bern : Peter Lang, 2014
Cet ouvrage cible la pratique qui est solidaire de la fondation de la connaissance réalisée par la phénoménologie, en voyant dans cette pratique la condition même de la formulation positive de son projet. Dans cette perspective, la critique sociale et la psychopathologie sont notamment les deux champs pratiques où la phénoménologie se trouve investie, par-delà ...
Добавлено: 13 ноября 2014 г.