Статья
Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза
Чтобы ответить на вопрос, каким образом введение ЕГЭ как унифицированного и стандартизированного экзамена повлияло на доступность высшего образования для различных категорий абитуриентов, авторы исследовали влияние уровня дохода семьи на результативность абитуриента по итогам ЕГЭ, стратегии подготовки к поступлению и выбор вуза. Сделан вывод о том, что материальное положение семьи является значимым фактором, определяющим успеваемость абитуриентов, особенности подготовки к поступлению в вуз и качество получаемого высшего образования.
Оцениваются изменения стратегий абитуриентов и их семей в выборе вузов и подготовке к поступлению в них после введения отбора на основании результатов Единого государственного экзамена. Анализ данных социологических опросов показывает, что после введения ЕГЭ стало больше абитуриентов, которые выбирают для поступления несколько вузов и предпочитают бюджетные места как первый и второй наилучший вариант. Больше абитуриентов стали заниматься на подготовительных курсах в школах, и меньше — на курсах при вузах, выросла доля школьников, которые считают, что подготовительные курсы выравнивают шансы на поступление в вуз. При этом наибольшие изменения в стратегиях выбора вузов и подготовки к поступлению произошли в семьях с низким уровнем доходов.
Существующие данные о связи оптимизма с академической успешностью довольно противоречивы. Было проведено два исследования связи между оптимистическим атрибутивным стилем, благополучием и академической успешностью. Использовался новый русскоязычный инструмент для измерения оптимистического стиля объяснения успехов и неудач (СТОУН: Гордеева, Осин, Шевяхова, 2009), включающий субшкалы стабильности, глобальности и контролируемости. В первом исследовании оптимистический стиль объяснения позитивных событий был связан с более высокой учебной успешностью старших школьников (N=225) и являлся медиатором связи между учебной успешностью и самооценкой. Во втором исследовании пессимистический стиль объяснения негативных событий предсказывал у абитуриентов университета (N=108) успешную сдачу трёх сложных письменных вступительных экзаменов. Медиатором связи оптимистического атрибутивного стиля объяснения позитивных событий с успешностью сдачи экзаменов выступали ожидания успеха. Результаты свидетельствуют о том, что стили объяснения успехов и неудач неодинаково связаны с академической успешностью и субъективным благополучием в ситуациях различного типа.
В статье рассматривается проблема демонстративного потребления подростков в пространстве современной школы, дается краткая история происхождения термина «демонстративное потребление». Основное внимание в статье уделено объяснительным схемам показного потребления подростков, представленным в современной зарубежной англоязычной научной литературе.
В работе анализируется влияние дополнительной подготовки к поступлению в вуз на результаты ЕГЭ, а также оцениваются факторы, определяющие оценки за ЕГЭ. Образование родителей, доход семьи, способности студента, обучение в гимназии или школе с углубленным изучением предметов значимо влияют на результаты ЕГЭ по русскому языку, математике, а также на средний балл ЕГЭ по всем сданным предметам. Посещение подготовительных курсов оказывает положительное, но умеренное влияние на результаты ЕГЭ. Занятия с репетитором положительно (но так же умеренно) влияют на оценки за ЕГЭ только по русскому языку.
Рассмотрена вероятностная модель выбора вуза абитуриентами при двух системах приема: по результатам вступительных экзаменов в отдельный вуз и по результатам единого экзамена для всех вузов. Абитуриенты разделены на два типа, различающиеся априорными интегральными функциями распределения результатов экзаменов. Вузы также разделены на два класса, отличающиеся степенью привлекательности для абитуриентов. Из модели следует, что система раздельных экзаменов уступает единому экзамену с точки зрения, сопоставления лучших абитуриентов лучшим вузам. Из построенной модели также следует, что при раздельных экзаменах формальный конкурс в вуз, измеряемый числом заявок на место, не является однозначным показателем качества вуза.
В главе представлены результаты 2 исследований, посвящённых изучению личностных предикторов академической успешности на выборках студентов химического факультета ВУЗа (N=166) и участников международной олимпиады школьников по химии (N=60). Значимыми предикторами академической успешности были внутренняя мотивация, академический контроль, упорство, а также отдельные показатели субъективного благополучия. Проведено сравнение психологических характеристик благополучных успешных и неблагополучных успешных студентов, позволяющее делать предположения о качественной специфике психологических процессов у представителей этих двух групп.
Настоящее пособие предназначено для школьников, абитуриентов и студентов, имеющих знания по французскому языку, соответствующие уровню европейской классификации A1-А2, и желающих подготовиться к сдаче ЕГЭ или других квалификационных экзаменов.
Цель пособия – систематизация и закрепление знаний по грамматике, расширение словарного запаса, развитие навыков изучающего, ознакомительного и просмотрового чтения, активизация устной и письменной речи с опорой на чтение.
Пособие состоит из 8-ми самостоятельных частей (Dossiers), содержащих задания, соответствующие формату квалификационных экзаменов и способствующие развитию определенных компетенций.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.