?
«Он мне подобным овну представляется, пышному волной»: об интерпретации сюжета на краснофигурном стамносе мастера Триптолема
В заметке рассматривается проблема интерпретации росписи краснофигурного стамноса Мастера Триптолема (ок. 470). Вазописец изображает Аякса и Гектора, сражающихся над жертвенным овном. Над его бедром написано слово, из которого сохранились три буквы: «П А Т» — одновременно с этим овен по пропорциям приближен к человеческим, а композиция сцены сильно напоминает иконографическую схему битвы за тело воина. Этим композиция напоминает сцену битвы за тело Патрокла (Il.XVII).
Согласно нашей гипотезе, художник сравнил Патрокла и овна, совместив три изобразительные темы: битву за тело воина, жертвоприношение и терзание копытного.
Мастер Триптолема, вероятно, уподобил смерть троянского героя жертвоприношению, не только чтобы выразить личное отношение к смерти на войне, но и чтобы намекнуть на культовую основу мифа. По мнению некоторых исследователей, эпическая причина смерти Патрокла связана с средиземноморскими заместительными культами. Патрокл как возница стал культовым заместителем Ахилла, его искупительной жертвой.
Кроме этого, в изобразительном искусстве Греции сцены битвы за тело воина часто дополнены изобразительными фризами со сценами терзания. Подобный параллелизм традиционен в искусстве архаики и классики. В стамносе Мастера Триптолема есть намек на такое терзание — в изображении выгнувшегося льва на щите Гектора. Мы полагаем, что вазописец совместил сцену битвы за тело воина со сценой терзания в одну схему, соединив две традиционные композиции.