• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Принцип предсказывающего кодирования в современных когнитивных исследованиях

Вопросы психологии. 2021. Т. 67. № 2. С. 1-21.

Обзор освещает основные направления исследований предвосхищения в
современной когнитивной психологии и области применения принципа предсказывающего
кодирования как нового обобщающего принципа работы когнитивной системы и головного
мозга. Появление данного принципа в моделях обработки информации человеком повлекло
за собой новую волну интереса к принципу обратной связи в исследованиях познания, к
уровневому строению и нисходящей регуляции восприятия человека. В обзоре обсуждается
история понятия предвосхищения в психологии познания и краткая история принципа
предсказывающего кодирования в когнитивных исследованиях, вводятся ключевые для
моделей предсказывающего кодирования понятия «ошибки предсказания» и прецизионности
(допустимого разброса). Очерчивается теоретическая рамка, предложенная британским
нейробиологом К. Фристоном, в которой уменьшение ошибки предсказания рассматривается
как проявление самоорганизации системы и снижение энтропии. Проводится сопоставление
этой теоретической рамки с идеями биокибернетики Н.А. Бернштейна и его «рефлекторным
кольцом» как моделью построения движения на основе предвосхищения его параметров и
обратной связи о реализации движения в данных условиях. В логике принципа
предсказывающего кодирования на основе результатов эмпирических исследований 2013-
2020 гг. рассматриваются возможные механизмы восприятия, внимания, научения, эмоций,
социального познания и психических нарушений (в частности, расстройств аутистического
спектра и продуктивной симптоматики шизофрении). Анализируются возможности
взаимного обогащения моделей предсказывающего кодирования и отечественных
конструктивистских подходов (прежде всего физиологии активности Н.А. Бернштейна и
психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева), опирающихся на представления о
предвосхищении (антиципации) как механизме познания.