• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Осознанность в структуре саморегуляции: структура и психодиагностические возможности методики оценки осознанного присутствия (МООП)

Митина О. В., Леонтьев Д. А., Александрова Л. А., Костенко В. Ю., Кошелева Н. В.

В работе представлен психометрический анализ Методики оценки осознанного присутствия (МООП). С помощью конфирматорного факторного анализа были построены и сопоставлены модели осознанного присутствия. Была проведена проверка надежности согласованности и ретестовой надежности выделяемых шкал и субшкал. Исследование базируется на двух независимых выборках студентов в возрасте от 16 до 29 лет, N = 531. Была проведена валидизация Общей шкалы осознанного присутствия, а также субшкал Дезавтоматизации и Сосредоточенности. Методика оценки осознанного присутствия применялась в двух исследованиях совместно с другими психодиагностическими инструментами. В первом исследовании подвыборка условно здоровых студентов была сопоставлена с подвыборкой студентов с инвалидностью. Было показано что осознанное присутствие связано с субъективным благополучием и ресурсами личности в обеих группах студентов. Обнаруживаются как общие для обеих групп, так и «группоспецифичные» значимые взаимосвязи. Это позволяет утверждать, что осознанное присутствие играет разную роль в совладании с трудностями в рассматриваемых группах. В структуре саморегуляции студентов с инвалидностью осознанность занимает более существенное место, чем у их условно здоровых сверстников. Результаты второго исследования показали незначимые различия в корреляциях показателей осознанного присутствия с методиками, измеряющими субъективное благополучие, базовые черты и рефлексивные особенности личности. Осознанность обнаруживает устойчивые значимые положительные связи, от умеренных до сильных с показателями субъективного благополучия и личностными ресурсами устойчивости. Шкалы МООП значимо отрицательно связаны со всеми формами рефлексии, как конструктивными, так и неконструктивными, за исключением рефлексии текущей деятельности, а также с осознанием коммуникативных контекстов и проблем, связанных с одиночеством.