• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ КАК КОГНИТИВНЫЙ ФЕНОМЕН

В статье раскрывается содержание понятий «образ» и «художественный образ» в рамках гуманитарных наук (лингвистики, психологии, когнитивистики, литературоведения). При анализе различных подходов к определению этих терминов, была поставлена цель рассмотреть «образ» с когнитивных позиций. Кратко изложена история термина в психологии: психоаналитический подход, теория отражения, когнитивная психология. Устанавливаются семиотические и когнитивные составляющие «образа» и способы их текстовой реализации на примере романа Дж. Кутзее «Осень в Петербурге». Образ — это иконический знак, который входит в структуру концепта, являясь составным элементом образно-ассоциативного слоя. Будучи категорией сознания, он выполняет гносеологическую функцию познания действительности, создавая особую модель реальности, соединяющую объективные конкретно-чувственные детали предмета или явления и субъективность индивидуального сознания автора. Рассмотрев лингвистический и лингвокогнитивный подходы, «художественный образ» определяется как словесный знак, репрезентующий в художественном тексте авторскую картину мира. Обращается внимание на важность интерпретации образов не только с позиции реализованной авторской интенции, но и их актуализации в сознании воспринимающего.