• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Богословие как икона: феноменологическая интерпретация греческих отцов у Ж.-Л. Мариона

Вопросы философии. 2021. № 3. С. 89-100.

Статья посвящена интерпретации святоотеческого наследия в трудах ведущего французского феноменолога Ж.-Л. Мариона. Парадигмой богослов- ствования для Мариона служит икона: задача богословия заключается в яв- лении Бога в качестве невидимого и недоступного. Богословие Ареопагита не является в строгом смысле примером «апофатического», или «негативного», богословия, поскольку богословский дискурс не ставит своей целью производство позитивных или негативных высказываний о Боге: такой дискурс оставался бы в плену онто-теологии и носил бы не иконический, а идолопоклоннический характер. Однако Ареопагит не просто именует Бога, он воспевает божественные имена в молитве, что позволяет Мариону ин- терпретировать его богословие как своеобразный перформатив: воспевание действенно, поскольку оно трансформирует самого говорящего. Этот перформативный характер неотделим от своеобразной феноменализации Бога в богословском дискурсе, однако способ этой феноменализации отличен от апофансиса. Божественные имена не описывают Бога, а воспевают Его как Взыскуемого, являя говорящего как взыскующего. В более поздних ра- ботах Марион интерпретирует «божественные имена» как «насыщенные феномены». Тот, кто богословствует, не может быть описан как агент феноменализации Откровения; однако он остается получателем и посредником этой феноменализации, приобретая служебный статус свидетеля феноменализации или же «наделенного собой»: того, кто участвует в феноменализации Божественного откровения, получая себя самого от того, что является в этой феноменализации. Божественное имя взывает к говорящему, кото- рый в своем ответе-именовании являет сам этот зов. Откровение открывается богослову – но оно же и открывает самого богослова.