Статья
Цифровизация высшего образования как новая социальная реальность
В статье обосновывается тезис о том, что цифровизация высшего образования ведёт к сущностной смене образовательных парадигм, трансформации ценностной модели профессионального сообщества. Противоречие ценностных установок сотрудников вузов, в частности, преподавателей и администраторов, порождает множество конфликтных ситуаций и является краеугольным камнем неуспеха, тормозом реформы высшей школы (цифровой мимикрии).
Цель статьи – с позиции социологической объяснительной модели выявить причины и следствия институциональных изменений высшей школы в условиях внедрения цифровых технологий.
Предмет исследования – процессы цифровизация высшей школы.
В результате проведенных теоретических и эмпирических исследований авторы доказали, что конфликты в вузовском сообществе приводят к возникновению новой социальной реальности – к разделению академического сообщества на рационалистов и традиционалистов, формированиюценностной модели профессиональной рациональности.
И если сетевые технологии не столь серьезно влияют на повседневность современных студентов и школьников, для преподавателей они создают новую, неустойчивую социокультурную среду, носящую конвергентный, смешанный характер социальных взаимодействий. Престиж профессии преподавателя теперь напрямую зависит от умения отвечать на запросы и потребности сетевой личности.
Одна из основных проблем современной ортопедической стоматологии неразрывно связана с проектированием зубопротезных конструкций, которые, наряду с достаточной прочностью и легкостью, должны максимально приближать внешний вид искусственных зубов к естественному. На стадии проектирования новой или усовершенствования существующей технологии выполнения зубопротезной конструкции ищется техническое решение, оптимизирующее поведение зубочелюстного сегмента с искусственными включениями. При этом уделяется внимание таким показателям как запас прочности, ресурс, вес искусственных элементов, отсутствие опасных концентраторов напряжений, стоимость конструкции и ее биологическая совместимость с костными тканями.
Данная работа основана на результатах социологических обследований, проведенных в 2016-2017 гг., – опросов преподавателей и мастеров производственного обучения в профессиональных образовательных организациях. Проведенные обследования содержат анализ мотиваций, экономического поведения и стратегий поставщиков образовательных услуг по массовым и высокотехнологичным профессиям/специальностям среднего профессионального образования.
Представлены материалы четвертой научно-практической конференции, отражающие современное состояние информационных технологий и инновационных подходов в решении проблем с позиций построения информационного общества и интеграции его в мировую систему.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов вузов, связанных с решением проблем информатизации; для специалистов в области современных информационных технологий.
В данной главе учебного пособия рассматривается динамика и роль творчества в производственно-экономических и социальных преобразованиях. В условиях Информационного общества творчество превращается в инновационный способ обеспечения социально-экономического прогресса. Прослеживается роль субъекта творчества инновационной деятельности.
В статье рассматривается методика проведения одного из элементов текущего контроля – домашнего задания. Работа над домашним заданием формирует у студентов навыки, необходимые для выполнения и оформления проектных и курсовых работ. В домашнем задании сделан акцент на отработку общей схемы работы над проектом как таковым, на оптимальное использование офисных программ для этой цели и на способы оформления результатов.
Целью данной статьи является рассмотрение дидактических возможностей информационной образовательной среды как средства интенсификации и повышения эффективности профессионально-иноязычной подготовки студентов в условиях смешанного обучения
В работе рассматриваются наиболее важные проблемные области корпоративного управления и стратегического менеджмента. Обосновывается необходимость сбалансированной системы стратегий, подразумевающей согласованность функциональных и бизнес-стратегий с общей корпоративной стратегией. Отмечается роль информационных технологий в решении вопросов совершенствования корпоративного управления.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.