?
«Лосский обязан Флоровскому весьма многим…»
Философические письма. Русско-европейский диалог. 2020. Т. 3. № 4. С. 219-229.
Оболевич Т. С.
Публикуемые ниже письма В. Н. Лосского к отцу Г. Флоровскому написаны в 1948–1957 годах. Оба мыслителя являются представителями неопатристического синтеза. Некоторые биографические сведения позволяют лучше узнать контекст творчества Лосского и Флоровского, а краткий сравнительный анализ их философско-богословской мысли помогает представить себе контекст переписки.
Оболевич Т. С., Русско-византийский вестник 2020 № 1(3) С. 14-36
В статье рассматривается творчество Мирры Ивановны Лот-Бородиной — первой православной женщины-богослова русского зарубежья, исследовавшей византийскую мысль. Отмечается, что работы М. И. Лот-Бородиной вписываются в традицию неопатристического синтеза, т. е. возрождения патристики в ХХ в. В ее творчестве можно выделить две главные темы. Во-первых, это проблематика обожения. Цикл из трех статей «Доктрина обожения в греческой Церкви ...
Добавлено: 11 сентября 2020 г.
Иванова С. В., Ценности и смыслы 2009 № 1 С. 149-155
Статья посвящается юбилею русского религиозного философа И. Ильина. Ильин Иван Александрович - представитель неогегельянства. Окончил юридический и историко-филологический факультеты Московского университета. Приват-доцент (1912), профессор (с 1918) Московского университета. Автор наиболее значительного в истории русского идеализма труда о Гегеле ("Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека", т. 1—2, 1918, нем. пер., Берн, 1946), получившего ...
Добавлено: 18 марта 2013 г.
Цыганков А. С., Оболевич Т. С., Человек 2021 Т. 32 № 1 С. 109-127
В статье проводится историко-философская реконструкция жизни русского философа-эмигранта Семена Людвиговича Франка в национал-социалистической Германии. Воссоздается история взаимоотношений философа с такими институциями, как Русский научный институт в Берлине и Берлинский университет им. Фридриха-Вильгельма (с 1949 года — Берлинский университет им. Гумбольдта). При помощи обращения к архивным материалам и опубликованной корреспонденции С.Л. Франка устанавливается влияние, которое оказал на ...
Добавлено: 20 марта 2021 г.
Павлов И. И., Вопросы философии 2019 № 10 С. 122-131
В статье рассматривается полемика Василия Розанова и Николая Бердяева о соотношении Христа и мира, имевшая место на заседаниях Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге. Автор помещает эту полемику в современный контекст дискуссий о роли метафизики в спорах о религии, связанных с постсекулярной ситуацией. Реплика Розанова и ответ Бердяева анализируются не как образец «экзотичной» русской религиозной философии, построенной ...
Добавлено: 29 октября 2019 г.
Павлов И. И., Вопросы философии 2021 № 10 С. 123-129
Статья посвящена разработке методологии интеллектуальной истории для комплексного подхода к изучению русской религиозной философии в целом и философского наследия Н.А. Бердяева в частности. Необходимость поиска новой методологии продиктована тем, что в современных научных работах, ставящих целью отказ от идеологических споров о сравнительном превосходстве русской и западной философий и рассматривающих творчество Бердяева в контексте мировой истории ...
Добавлено: 12 октября 2021 г.
Павлов И. И., Государство, религия, церковь в России и за рубежом 2023 Т. 41 № 1 С. 194-217
Статья посвящена обсуждению концептуальных и практических проблем, с которыми сталкиваются существующие академические стратегии актуализации русской религиозной философии как постсекулярной, и разработке методологии анализа постсекулярной специфики русской религиозной философии, свободной от данных проблем. Автор указывает на взаимосвязь исторического рассмотрения русской религиозной философии как во многом обусловленной секулярным модерном и интерпретации построений русских мыслителей в контексте актуальных ...
Добавлено: 13 мая 2023 г.
Kraków : The Pontifical University in Krakow Press, 2015
Книга представляет собой свежий и интересный взгляд на значение русской религиозной философии для понимания роли религии в соверменном, "пост-секулярном" мире. ...
Добавлено: 5 октября 2015 г.
Оболевич Т. С., Вопросы философии 2021 № 5 С. 119-125
В статье рассматриваются личные и научные отношения русского философа-богослова, основателя неопатристического синтеза о. Георгия Флоровского и польского исследователя русской философии Анджея Валицкого (1930–2020). На основании сохранившихся воспоминаний А. Валицкого, а также эпистолярного наследия их обоих установлено, что их первая встреча состоялась в 1960 г. в Гарварде. Автор статьи подчеркивает, что именно под влиянием Г.В. Флоровского ...
Добавлено: 23 мая 2021 г.
Каменских А. А., Schole. Ancient Philosophy and the Classical Tradition 2015 Vol. 9 No. 2 P. 446-459
В истории восприятия интеллектуального наследия Оригена русскими богословами и философами последних столетий выделяются несколько ключевых моментов и несколько ключевых фигур. Это, прежде всего, Григорий Сковорода (1722–1794), Владимир Соловьёв (1853–1900), Сергей Булгаков (1871–1944), Николай Бердяев (1874–1948) и Георгий Флоровский (1893–1979). Значимость этих авторов для нашего исследования определяется сочетанием трёх обстоятельств: (1) ключевой ролью названных мыслителей в ...
Добавлено: 5 октября 2015 г.
This paper presents the analysis of the concept of love in the religious philosophy of Nikolay Lossky. According to Lossky love is the absolute value in itself, integrating the world of values in a single axiological system, and on the other side it is the main vital force that unites of the social world. His ...
Добавлено: 30 января 2018 г.
М. : Издательство ПСТГУ, 2014
В книге представлены материалы XXIV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. ...
Добавлено: 29 декабря 2014 г.
Мартемьянов К. А., История философии 2021 Т. 26 № 1 С. 122-138
В статье обсуждается влияние мысли и творчества Ф.М. Достоевского на философию Н.А. Бердяева и С.Л. Франка. Рассматриваются парадигмальные для русской религиозной философии понятие и опыт «живого знания», а также его предвосхищение в творчестве Ф.М. Достоевского. В связи с тем, что проблема живого знания выходит за пределы чистой гносеологии, в статье также поднимаются темы этического идеала, ...
Добавлено: 30 июня 2021 г.
Каменских А. А., , in : Russian Thought in Europe. Reception, Polemics, Development. : Kraków : Akademia Ignatianum, 2013. Ch. 1. P. 13-22.
Since the twenties of the last century in various fields of the Greek culture (in the works of A.Papadiamandis in bélles-léttres, of Ph.Kontoglou and N.Pentzikis in iconography and painting, D. Pikionis in architecture, B.Tatakis, Ch.Yannaras, J.Romanides, J.Zizioulas and others in philosophy and theology) one may see development of a tendency which may be characterized in ...
Добавлено: 9 сентября 2013 г.
Оболевич Т. С., СПб. : Нестор-История, 2020
В книге представлены жизнь и творческий путь Мирры Ивановны Лот-Бородиной, родившейся в Санкт-Петербурге, но проживавшей во Франции. Проанализированы ее сочинения на тему рыцарского романа и легенды о св. Граале, исследования, посвященные проблеме обожения и св. Николаю Кавасиле, а также ее творческие контакты с философами русского зарубежья. Книга адресована всем интересующимся вопросами средневековой литературы, православия, русской ...
Добавлено: 22 июля 2020 г.
Михайловский А. В., Stoeckl K., Хоружий С. С., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2021 Т. 5 № 1 С. 169-181
Разговор с Сергеем Сергеевичем Хоружим состоялся 4 марта 2015 года во время его визита в Институт наук о человеке в Вене. Вопросы задавали на тот момент внештатные сотрудники института д-р Кристина Штёкль и к.филос.н. Александр Михайловский. Беседа проходила на английском языке. Расшифрованный текст интервью с сокращениями был опубликован в журнале Studies in East European Thought:
Michailowski ...
Добавлено: 1 мая 2021 г.
Порус В. Н., История философии 2021 Т. 26 № 2 С. 102-113
В статье сопоставляются взгляды русских мыслителей от В.С. Соловьева до Г.П. Федотова
на проблему общественного идеала. В.С. Соловьев, развивая идеи Ф.М. Достоевского, понимал общественный идеал как воплощение христианского учения о всеобщей человеческой
солидарности и свободном развитии личности под духовным руководством Вселенской
церкви. Экуменическая и теократическая утопия мыслителя не была принята российским
обществом, раздираемым неразрешимыми социальными и культурными противоречиями.
П.И. Новгородцев, ...
Добавлено: 18 октября 2021 г.
Бирюков Д. С., Вопросы теологии 2021 № 3 С. 417-441
Беседа с доктором философских наук Дмитрием Бирюковым, исследователем творчества поздневизантийского богослова Григория Паламы (1296–1359), посвящена обсуждению особенностей учения этого авторитетного учителя Церкви, а также рецепции его наследия в XIX–XX вв. после столетий забвения. В ходе беседы обозначается основоположная метафизическая схема паламитского богословия — различение сущности и энергий в Боге. С одной стороны, прослеживается преемственность этой схемы ...
Добавлено: 7 ноября 2021 г.
Доброхотов А. Л., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2010 № 4(32) С. 75-87
Анализируя книгу Вяч. Иванова "Достоевский: Трагедия. Миф. Мистика", автор раскрывает занимающую в ней важное место мифологему зла. Он указывает место "понерологии" Иванова в европейской культурной и философской традиции, систему основных образов зла в их взаимном отношении : Люцифер - Ариман - Легион; наглядно демонстрирует объяснительные возможности, открываемые концепцией Иванова для анализа современной культуры. ...
Добавлено: 26 октября 2012 г.
Кантор В. К., Вопросы философии 2014 № 5 С. 65-72
На материале рассказа Достоевского “Бобок”, который в концентрированном виде дает нам представление о том, как писатель понимал смерть и жизнь в России, автор раскрывает религиозно-философские аспекты темы "жизни в смерти". Каторжная жизнь в смерти, временная смерть, которую прошел в России не один Достоевский, лишь у него стала предметом художественной рефлексии. При этом надо понимать, что ...
Добавлено: 21 мая 2014 г.
Пружинин Б. И., В кн. : Николай Александрович Бердяев. : М. : РОССПЭН, 2013. Гл. 1. С. 5-12.
В статье дана общая характеристика философского наследия Н. А. Бердяева в его современном значении, названы важнейшие направления современных исследований этого наследия за последние два десятилетия, определены перспективы дальнейших исследований в этом направлении. ...
Добавлено: 18 ноября 2013 г.
Оболевич Т. С., Философский полилог 2021 № 1(9) С. 119-132
В статье рассматриваются взаимоотношения двух выдающихся представителей патристического ренессанса в ХХ в.: архиепископа Василия Кривошеина и Владимира Лосского. Лосский считается сторонником идеи неопатристического синтеза. Василий Кривошеин, который имел выдающиеся заслуги в области патристических штудий, скептически относился к этой идее, полагая, что для ее реализации еще не пришло время. В 1956 г. Лосский и Кривошеин посетили ...
Добавлено: 12 января 2022 г.
Глебов О. А., Философские науки 2020 Т. 63 № 12 С. 102-120
Статья посвящена учению о понимании в русском идеализме конца XIX - начала XX веков. Проведен анализ основных положений онтологии и теории познания В.С. Соловьева и его последователя С.Н. Трубецкого. Осуществляется историко-философская реконструкция концепта понимания, сформулированного мыслителями. Концептуализация учения о понимании производится на основе анализа работ: «Чтение о Богочеловечестве» В.С. Соловьева и «О природе человеческого сознания» ...
Добавлено: 5 апреля 2022 г.
Давлетшина Д. А., Пивоваровские чтения. Синтетическая парадигма: наука, философия, религиоведение 2019 С. 183-184
Вопрос о душе и теле – один из самых древних в истории философии и в истории религии. Данная проблематика нашла свое отражение и в русском богословии. В данной работе рассматривается один из ключевых богословских споров XIX в. – спор между свят. Игнатием Брянчаниновым и свят. Феофаном Затворником, раскрывающий проблему природы души, ее телесности или же ...
Добавлено: 10 декабря 2021 г.