• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 39 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Клепикова-Бабич Ю. В. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2019. Т. 2. № 3. С. 177-184.

Р

ецензируемая работа представляет собой образец органичного сочетания

научного исследования и глубоко прочувствованного повествования о

судьбе немецких евреев в гитлеровской Германии. Несомненна своевремен-

ность появления монографии и ее актуальность сегодня, когда расизм, анти-

семитизм и нацизм имеют тенденцию к возрождению в Европе, в частности

в странах постсоветского пространства. В книге показана расовая сущность

германского антисемитизма как крайней степени национализма и социаль-

ной демагогии, свойственной идеологии национал-социализма.

Добавлено: 15 марта 2020
Статья
Жукова О. А. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2018. № 1. С. 130-149.

Исследования,  посвященные  П.  А.  Вяземскому,  являются  давней  традицией в истории русской литературы и философии. Князь Вяземский хорошо известен и как поэт, и как литературный критик пушкинского Золотого века. В статье  утверждается,  что  интеллектуальная  биография  Вяземского  показыва-ет сложный путь формирования смыслового пространства русской культуры в контексте диалога между Европой и Россией. Автор раскрывает, как Вяземский транслировал  идею  европейского  Просвещения  в  русскую  интеллектуальную  историю и культуру, и проводит мысль о том, что Вяземский взял на себя миссию культурного просвещения в России. В очерке также анализируются эстетические идеалы русской классики в критических произведениях Вяземского. По мнению автора  статьи,  представление  поэта  о  необходимости  создания  национальной  литературы является концептуальной основой его философии культуры.

Добавлено: 19 ноября 2018
Статья
Бессчетнова Е. В. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2019. Т. 2. № 4. С. 178-187.

В статье рассматриваются взгляды Вл.С. Соловьёва на природу и задачи языка. Основное внимание уделено процессу создания философом своей собственной метафизики языка в контексте его главного философского бренда – понятия всеединство. В статье отмечается, в качестве основной задачи языка философ рассматривал свидетельство об общем всеедином смысле изначально уже заданном. Кроме того, язык – это естественная способность человека, он не может быть искусственно создан самим человеком, язык представляет собой божественный дар, назначение которого заключается в творческом преображении пространства, его окружающего. В отношении природы языка Соловьёв мыслил универсально и рассматривал многообразие языков как необходимое условие гармонии, подразумевая, что в основе любого словообразования и фактического использования слов лежит общий корень, поэтому даже в ситуации разнообразия языков присутствует единство и солидарность. В статье отмечается, что по мнению философа русский язык является, прежде всего, языком Империи, подчёркивая, что даже в сфере языка Россия должна следовать своему историческому призванию и способствовать всеобщему единению. 

Добавлено: 11 января 2020
Статья
Щедрина И. О. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2020. Т. 3. № 4. С. 167-174.

В статье раскрываются концептуальные установки и тематические предпочтения философа русского зарубежья Г. П. Федотова на материале опубликованных трудов и эпистолярного наследия. Обращение к своему прошлому, историческим основаниям русской культуры находилось в центре внимания практически всех философов-эмигрантов, однако каждый из них видел путь к своей культуре по-особенному. Специфика рассуждений Федотова состояла в его историчности, то есть в том, что он не просто теоретически обосновывал особый путь развития русской духовности, но и сам возвращался к дохристианской русской культуре как истоку особого религиозного мировоззрения. Он хотел переосмыслить траектории духовного развития России. Хотел понять, как и когда произошел разрыв между интеллектуальным и духовным, каковы причины культурной катастрофы, которая развертывалась у него на глазах? Особое внимание автор уделяет сфере разговора Федотова и его способам выражения, выявляя специфику философского общения того времени, ключевые темы, самые обсуждаемые проблемы и дискуссионные вопросы. На страницах европейских и американских журналов представители русского зарубежья (философы, филологи, историки, искусствоведы) обрели особую интеллектуальную локацию. Темы, звучавшие в разговорах Федотова с коллегами: обсуждение судеб России, славянской специфики и духовной культуры ‒ не потеряли актуальности и сегодня.

Добавлено: 19 декабря 2020
Статья
Павлов И. И. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2020. Т. 3. № 3. С. 220-229.

В книге Г. Е. Аляева обобщены многолетние исследования, посвященные философии С. Л. Франка и других русских мыслителей. В ней помещены проблемные статьи, раскрывающие особенности творчества русских философов, и результаты архивных изысканий. В подходе Аляева соединяются аспекты концептуального анализа, истории рецепций и архивной работы. Авторская методология открывает перспективы для дальнейших исследований: основные разделы книги демонстрируют реализацию на практике исследовательских идей, сформулированных во введении. Комплексный метод подразумевает альтернативу бесконечным спорам, является ли русская философия «плохой» или «хорошей», «лучше» она западной или «хуже». Аляев признает: отечественная мысль, сама часто осмысливавшая себя как более приближенную к реальной жизни, чем западные школы, эксплицитно ставила задачей выработку национальной идеи, однако не может быть сведена к ней; более того, приближенность идей русских философов к практическим и политическим вопросам раскрывает ее актуальность для современных интеллектуальных дискуссий. Размышления Аляева близки подходу к изучению русской философии, демонстрируемому в работах нидерландского исследователя Э. ван дер Звейрде, подчеркивающему: не нужно противопоставлять национальное измерение философии универсальному. Тем не менее, методологический аспект в книге Аляева раскрыт недостаточно и, по мнению автора рецензии, может быть плодотворно дополнен современными подходами интеллектуальной истории.

Добавлено: 18 сентября 2020
Статья
Доронина А. А. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2020. Т. 3. № 4. С. 158-166.

В статье рассматривается концептуализация понятия «славянская идея» Вяч. Ивановым. Выявляются основные критерии понимания им славянства. Делается попытка показать философский характер понятия «славянская идея» и найти основание для философской интерпретации его Вяч. Ивановым. Отдельное внимание уделяется особенностям понимания им славянского братства, расхождениям его позиций со взглядами неославянофилов. В статье также обсуждаются некоторые методологические подходы мыслителя и демонстрируется включенность концепта «славянская идея» в его общую культурно-философскую систему.

Добавлено: 15 декабря 2020
Статья
Полян П. М. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2020. Т. 3. № 3. С. 159-164.

Непричесанная история войны», записанная к тому же рядовым ее участ-ником для самого себя, представляет собою не меньшую ценность, чем тексты военных приказов, личные письма или наградные листы. В этом смысле дневники А. Ф. Контарева давно пора ввести в научный оборот. Они тем ценнее, что принадлежат обычному человеку, не интеллектуалу. Советский и не вполне грамотный «Руссо» искренен перед собой и точен в передаче фактических и психологических деталей. Его текст — свидетельство непридуманного, неотлакированного быта, подлинных нравов эпохи.

Добавлено: 29 октября 2020
Статья
Брагинская Н. В. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2019. Т. 2. № 2. С. 159-171.

Предисловие к публикации избранных писем О. М. Фрейденберг с 1911 по 1940 гг. друзьям, учителям, ученикам и дяде Л. О. Пастернаку.

Добавлено: 12 августа 2019
Статья
Блинникова П. А. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2020. Т. 3. № 3. С. 139-147.

В XIX в. широко распространилась конспирологическая теория, будто У. Шекспира не существовало, а за псевдонимом скрывался совершенно другой человек или люди, которым и принадлежат бессмертные произведения. Взгляд русского филолога и критика Евгения Васильевича Аничкова, открывшего «шекспировский вопрос» для русской критики, на проблему подлинности личности Шекспира отличается научной доказательностью и выверенностью.

Добавлено: 29 октября 2020
Статья
Кантор В. К. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2020. Т. 3. № 1. С. 174-186.

Предпринято обоснование необходимости возвращения в русский научный контекст имени Евгения Аничкова — теоретика и историка литературы, ученика и последователя А. Н. Веселовского, культурфилософа. Оказавшись в эмиграции, он продолжил выпускать статьи и книги, в частности анализировал место в истории русской общественной мысли А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского. В отличие от большинства современников, Аничков резко противопоставил этих мыслителей, выявив целый ряд антагонистических черт и интенций в жизни и творчестве каждого.

Добавлено: 16 мая 2020
Статья
Кантор В. К. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2020. Т. 3. № 4. С. 12-29.

Автор показывает, что почти с первых самостоятельных своих текстов Бунин пытается постичь суть мироздания. Кажется, он просто рассказывает. Но так же просто рассказывает и Библия. Не случайно его прозу называли Священным писанием. Его творчество можно назвать завершением русского христианского реализма.

Добавлено: 16 декабря 2020
Статья
Полян П. М. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2020. Т. 3. № 2. С. 256-267.

В истории Второй мировой войны и Холокоста вопрос о «зондеркоммандо» —  один из самых болезненных: в лагерях смерти такие подразделения состояли из заключенных-евреев, которые должны были загонять обреченных единоплеменников в газовые камеры, а потом обрабатывать трупы. Выжившие свидетельствовали о нацистских зверствах, но и сами неоднократно обвинялись в добровольном пособничестве врагу. Автор приводит ряд документальных свидетельств, позволяющих шире взглянуть на само явление и избежать личных выпадов и пристрастных оценок.

Добавлено: 29 октября 2020
Статья
Копылова А. О. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2012. С. 34-40.

В статье предпринимается попытка проанализировать понятие "исторической науки" Р. Коллингвуда в его связи с эсхатологией. Новая модель исторического знания, которую предлагает Коллингвуд, не может включать в себя эсхатологию. За этим тезисом, с одной стороны, стоит определенное понимание легитимности целей и методов истории как науки, а, с другой стороны, представление о взаимосвязи прошлого и будущего. 

Добавлено: 11 ноября 2013
Статья
Цыганков А. С., Оболевич Т. С. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2020. Т. 3. № 3. С. 148-156.

Историко-философская реконструкция лекционного визита Семена Людвиговича Франка летом 1932 г. в голландский Амерсфорт, где философ читал курс лекций под названием «Русский духовный тип в его отношении к западному» в Международной школе философии (Internationale School voor Wijsbegeerte), сопровождается публикацией некоторых материалов, касающихся этого визита. Организатором и вдохновителем лекционного курса выступил знакомый Франка по доэмигрантскому периоду историк и славист Бруно Борисович Беккер, который после революции 1917 г. перебрался в Амстердам. Летом 1932 г. в Амерсфорте фрагменты лекционного курса Франка также были засняты на черно-белую кинопленку, недавно найденную в городском архиве Утрехта. Очевидно, что это единственная кинозапись Франка, которая дошла до нас. Наряду с русским философом и многочисленными слушателями курсов на ней также были запечатлены Альберт Швейцер, Мартин Бубер, Дитрих Бонхеффер, Пауль Эренфест и Бруно Беккер. Девятого августа 1932 г. Франк отправил из Амерсфорта супруге Татьяне Сергеевне Франк открытку, которая хранится в личном архиве внука Франка о. Петра Скорера в Великобритании. В приложении к публикации эта открытка с разрешения наследников философа впервые вводится в научный оборот. Также приводится несколько фотографий, связанных с поездкой в Амерсфорт в августе 1932 г., из личного архива внука Франка.

Добавлено: 19 сентября 2020
Статья
Кантор В. К. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2020. Т. 3. № 1. С. 13-25.

С 25 по 31 августа 2019 г. в Белградском университете (Сербия) проходила Международная летняя школа «Русская эмиграция в Сербии. Портреты и судьбы», в которой принимали участие ученые и студенты из Белградского университета, МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ и Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта. Я собрал высказывания преподавателей, их впечатления и размышления о проделанной работе. В конце — мое заключительное слово как руководителя Школы. 

Добавлено: 11 декабря 2020
Статья
Павлов И. И. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2016. № 3. С. 12-22.

В даной статье первая часть "Метафизики" Александра Готтлиба Баумгартена рассматривается как пример онтологического "догматизма", полагающего наши знания и суждения о реальности непосредственно связанными с онтологической структурой последней и противостоящего трансцендентализму, согласно которому наш опыт и пространство нашего знания сконструировано нашей субъективностью, что не позволяет претендовать на познание мира самого по себе. Автор показывает, что так называемый "догматизм" Баумгартена в действительности удовлетворяет эпистемологическим ограничениям трансцендентализма и, более того, позволяет избежать тех философских трудностей, с которыми столкнулся трансцендентальный проект Канта. Таким образом, метафизика Баумгартена приобретает актуальность в контексте дискуссий о реализме в современной пост-кантовской философии и может послужить источником новых плодотворных стратегий для аналитической философии и феноменологии.

Добавлено: 25 октября 2015
Статья
Оболевич Т. С. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2020. Т. 3. № 4. С. 219-229.

Публикуемые ниже письма В. Н. Лосского к отцу Г. Флоровскому написаны в 1948–1957 годах. Оба мыслителя являются представителями неопатристического синтеза. Некоторые биографические сведения позволяют лучше узнать контекст творчества Лосского и Флоровского, а краткий сравнительный анализ их философско-богословской мысли помогает представить себе контекст переписки. 

Добавлено: 16 декабря 2020
Статья
Максудова-Елисеева Г. В. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2013. № 1. С. 8-18.

Данная статья посвящена философскому исследованию роли математики в частности и рационального начала в целом в жизни человека. В рамках статьи данная тема была рассмотрена на основе произведения Е.И. Замятина "Мы", в котором наблюдается полная математизация жизни героев. При этом, однако, в недрах самой математики существуют числа, названные иррациональными - мнимые числа. В рамках статьи поднимается вопрос о роли подобных чисел в жизни героев романа ""Мы", а также анализируется с философской точки зрения роль иррационального начала в жизни каждого человека, заложенную в его сознании в широком смысле слова.

Добавлено: 5 декабря 2016
Статья
Кантор В. К. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2020. Т. 3. № 3. С. 12-30.

Рассматривается одна из серьезнейших проблем развития русской интеллектуальной культуры. Россия шагнула в высокую культуру, отставая на несколько столетий от Запада. Задача, поставленная Пушкиным перед Россией — в просвещении стать с веком наравне. Именно он впервые вводит Канта в сознание русского читателя.  По пушкинской логике, Россия уже равна Европе. Судить надо по вершинам духа. Наполеон, называя кремлевские храмы варварски-буддистскими, по сути выражал привычное отношение француза к России. Более того, Запад часто называл и называет русскую культуру внеличностной. Авторы, настаивавшие на «самобытности» России, укрепляли такие представления. Противопоставляя русскую особость европейской духовности, Толстой думал, что тем сам самым преодолевает Запад, выбирая путь отказа. В трактате «Что такое искусство?» к «рассудочным, выдуманным» он отнес «греческих трагиков, Данта, Тасса, Мильтона, Шекспира, Гете (почти всего подряд); из новых — Зола, Ибсена, музыку последнего периода Бетховена». Толстой уничижил европейских гениев, но также походя и наотмашь оклеветал Пушкина: памятник ему поставили как будто за то, что он затеял покушение на убийство другого человека и писал неприличные стихи. Словно не было «Полтавы», «Медного всадника», «Капитанской дочки», «Истории Пугачевского бунта», «Евгения Онегина». Вперекор ему — страстная, личностная, декартовская фраза Пушкина: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Автор делает вывод, что отступление на поприще ума чревато гибелью государства. Именно Пушкин, как отмечали послереволюционные русские мыслители-изгнанники, вслед за Ломоносовым и Державиным и в бесконечно большей степени, нежели они, продолжал дело европеизации России, дело Петра и Екатерины.

Добавлено: 11 декабря 2020
Статья
Стаф В. С. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2014. № 2. С. 104-112.

Философия насилия у Рене Жирара

Добавлено: 28 января 2016
Статья
Любимов С. Е. Философические письма. Русско-европейский диалог. 2015. № 3.

В этой статье представлен анализ произведения флорентийского мыслителя Никколо Макиавелли «Искусство войны» и тех идейных взаимосвязей, которые это произведение имеет с современными трансформациями войны. На первый взгляд «Искусство войны» не несёт в себе ничего оригинального, поскольку на протяжении произведения автор неоднократно отсылает нас к опыту Древнего Рима, по сути, не предлагая чего–то нового. В данной работе мы покажем, что в трактате «Искусство войны» впервые было сформулировано новоевропейское понимание войны, которое наиболее ярко было раскрыто несколько столетий спустя в работах Карла фон Клаузевица.

Добавлено: 2 декабря 2015
1 2