Статья
Социология в Гонконге: вызовы и перспективы
Гонконг конца XX – начала XXI в. вызывает интерес у российских и западных исследователей, как и в целом развитие китайской социологии, что объясняется специфическими особенностями появления и становления в этих районах социологической науки. Эти процессы явно отличаются от трендов и закономерностей, которые были характерны для зарождения и становления европейской, американской или российской социологии. Специфика становления социологии здесь была продиктована спецификой китайского общества, особенностями его традиций и мировоззренческих позиций китайской науки. В последнее время на русском языке опубликован ряд работ, посвященных социологии в китайском мире, но практически отсутствует информация о социологии в Гонконге, которая занимает особое место и играет важную роль в развитии китайской социологии в целом. Социология в Гонконге выступает связующим звеном между мировой социологией и социологией материкового Китая, она связана с социологией Тайваня и с исследованиями Североамериканской ассоциации китайских социологов, наконец, она сложилась как неотъемлемая часть китайской социологии. Российскому социологическому сообществу практически неизвестна социология Гонконга. Поэтому авторы осознанно стремились предложить читателям преимущественно фактический информационный материал.
Организационное поведение является предметом широких научных дискуссий в мировой науке. В России под влиянием глубоких социально-экономических изменений в обществе, произошедших за последнее время, актуальность организационного поведения как предмета социологического анализа существенно возросла как с теоретической, так и с практической точки зрения.
В книге представлены материалы III международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории» (11 июля 2012 г.).
Рассмотрены основные интерпретации города в социологических теориях ХХ в. Особое внимание уделено проблемам городской социальной политики.
Гуманистическая историография в Италии представлена именами Л. Бруни, Ф. Бьондо, Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини и др. Термины «гуманизм» и «гуманисты» означают, что именно человек и его земные проблемы (а не проблемы веры) оказались теперь в центре внимания интеллектуалов.
Компоненты популярности действующего президента, «новые русские» в анекдотическом контексте, запахи, алкоголь и многое другое. Все это — темы статей известного социолога Алексея Левинсона, которые были написаны в разные годы и впервые объединены в этом сборнике Они охватывают широкий круг научных проблем: институты насилия и управления, восприятие и изменения городской среды, социология рекламы и рынка. Многие из этих материалов ранее публиковались в журнале «Неприкосновенный запас», где Левинсон ведет постоянную рубрику.
В данной статье авторы анализируют, как потребители в России воспринимают агрессивную и оскорбительную рекламу, чем они отличаются в своих представлениях об оскорбительных сообщениях в рекламе от потребителей других стран и чего следует избегать компаниям, работающим на российском рынке, при использовании такого рода рекламных сообщений.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.