• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Темпоральная феноменология Инакости у А.Шюца (или рождение феноменологического социологизма)

В статье прослеживается выстраивание «темпорального социологизма» А. Шюца: от «все- общего тезиса alter ego» к Чужаку и Страннику. Основанием и началом этого построения служит критика Шюцем гуссерлианского эгологического подхода (солипсизма) к базовой категории Дру- гого и радикализация феноменологической редукции. Гуссерлианская примордиальная редукция до изолированной монады замещается радикальной редукцией «культурного образца» как фено- мена социального a priori. Социальное a priori и Чужак выступают необходимыми условиями ин- терсубъективности, невыводимыми из Ego, и приобретают темпоральные характеристики в кате- гориях «культурного образца группы» и «Странника» (впоследствии «остранненного своего»). Сам акт редукции оказывается возможен только при столкновении с Чужим. Чужой в интерпре- тации Шюца (отличной от Зиммеля и Парка) соединяет в себе, наряду с функциональными (про- странственными) характеристиками, и темпоральные, что позволяет определить категорию «куль- турный образец группы» и конкретизировать (в духе темпорального социологизма) отношения Чужака и группы. Категория Чужака служит результатом редукции само-собой-разумеющегося «культурного образца группы». Темпоральный социологизм Шюца помещает любое проявление социального не просто в интерсубъективное пространство, но в континуум изменений этого про- странства. Осуществив радикальную редукцию «естественной установки» к «культурному об- разцу группы» в категории Чужака, Шюц идет дальше — редуцирует «естественную установку» к принадлежности к какой-либо группе (сомаидентификация) в категории «Странника» (Homecomer), которая позволяет исследовать континуум изменений интерсубъективности в мо- мент его прерывания. Опыт «вернувшегося домой», Странника, восстанавливающего временной разрыв со своей группой, в результате и есть редукция само-собой-разумеющегося «своего» в себе самом — превращение себя в Чужака для себя самого, что и позволяет обрести социальное осно- вание в себе самом. Таким образом, темпоральный социологизм Шюца выстраивается как опре- деление социального через изменение во времени и сохранение идентичности, несмотря на изме- нения в континууме интерсубъективности.